Монах тибетского монастыря Гьюдмед медитировал три недели … после смерти
***
— Эти двери открываются, когда люди подходят, а потом сами собой закрываются?
— Да, — ответил ученик.
— И что, у многих американцев такие двери?
— У многих, — кивнул ученик.
— И они открываются, когда приходит хозяин?
— Верно, — подтвердил ученик.
— А что если чужак придет или вор? — не унимался учитель.
— Они все равно откроются, — ответил ученик.
— До чего ж глупые у американцев двери, — вздохнул учитель.
Лобсанг Церинг
Специально для www.savetibet.ru с надеждой, что этот рассказ вдохновит людей на практику Дхармы
Из книги геше-лхарамбы Трангу Ринпоче «Первые двенадцать дней в бардо»
Материал подготовлен Юлией Жиронкиной
Смотрите также:
Тибетский лама сохранял состояние медитации в течение 18 дней после смерти
Далай-лама: для чего нужно помнить о смерти?
Предзакатное солнце, уходящее за горизонт
Джеффри Хопкинс о комментарии Его Святейшества Далай-ламы к тексту Панчен-ламы I «Пожелание избавления от губительных опасностей бардо»
Тонкая нить, вплетаемая в полотно... Из бесед Далай-ламы о смерти
В
нашем монастыре монахи нередко подшучивают друг над другом, говорят:
«Вот когда придет время умирать, тогда и посмотрим, какой ты — великий
практик». В этом есть своя правда. Покуда ты жив, ты можешь казаться
другим великим духовным практиком, но никому не под силу разглядеть
твоих внутренних качеств, ведь у них нет ни цвета, ни формы. Однако
благие свойства человека естественным образом обнажаются в процессе
умирания или же после смерти. Вот почему смерть — золотое время для
настоящего практика.
Я хочу рассказать вам об одном из
старейших монахов тантрического монастыря Гьюдмед, который после своей
кончины оставался в посмертной медитации, «тукдам», 21 день.
Три
недели тому назад Ген Лобсанг Калден, 85-летний монах монастыря Гьюдмед,
перенес легкий сердечный приступ. Это случилось 12 февраля, в
монастыре. Его ученик повез наставника в больницу в Майсор, однако там
сказали, что лечить уже поздно. Ученик тогда решил вернуть учителя в
монастырь, где бы тот мог спокойно прожить остаток своих дней. Он был
прав, Ген Лобсанг Калден скончался в своей келье в монастыре Гьюдмед 22
февраля в 1:55 ночи.
По тибетской традиции монахи несколько дней
не прикасались к телу покойного, но при этом проводили необходимые
ритуальные службы. Выполнявшие ритуалы монахи вскоре заметили, что тело
усопшего оставалось таким же свежим, как и при жизни. Пять дней прошло, а
Ген Лобсанг Калден все еще казался живым, и, хотя на юге Индии в это
время температура поднимается до 36 градусов, его тело не источало
неприятного запаха.
Через тринадцать дней после смерти Ген
Лобсанга Калдена его ученику, Еше Дордже, позвонил врач-тибетец,
практикующий западную медицину. Он расспрашивал о состоянии тела его
учителя, который, как он слышал, по сей день находится в посмертной
медитации «тукдам». Еше Дордже ответил, что не знает, в медитации его
учитель или нет, однако его тело остается таким же, как было, и никакого
дурного запаха нет. Врач сказал, что через тринадцать дней после
смерти тело обычного человека не может не источать зловония. Так что,
иного объяснения нет — учитель Еше Дорже находится в посмертной
медитации «тукдам».
Врач сказал, что незамедлительно направит в
Гьюдмед двух тибетских специалистов по западной и традиционной медицине.
Оба изучали западную неврологию и теперь принимают участие в
исследованиях посмертной медитации с благословения Далай-ламы. На
четырнадцатый день после смерти врачи зафиксировали у учителя легкое
сердцебиение необычной частоты, а температура его тела то и дело
менялась от 20 до 30 градусов. В области сердца и желудка температура
была еще выше, и эти части тела казались особенно «живыми».
Местные
жители начали стекаться в монашескую келью, чтобы получить
благословение почившего наставника. Среди посещавших его были и
школьники, которых влекло сюда желание получить свой собственный опыт
соприкосновения с уникальной буддийской традицией.
Наконец,
ученик обнаружил капельку крови у носа учителя — знак его выхода из
медитации «тукдам». Ученик попросил вновь провести ритуалы, и монахи
увидели, как из носа хлынула кровь. Это свидетельствовало об
окончательном выходе из медитативного состояния. Вскоре цвет тела
изменился, и появился запах. Монахи кремировали тело рядом с монастырем,
а не в обычном отведенном для этого месте.
Я знал из текстов,
что в состоянии «тукдам» растворяются грубые формы сознания, связанные с
пятью органами чувств, а тонкий ум, или ум ясного света остается
активным и погружается в глубокую медитацию. Это и называется
посмертной медитацией «тукдам». В текстах говорилось, что человек,
переживающий «тукдам», ощущает то, что чувствовал бы сын, вернувшийся к
матери после 50-летней разлуки. На самом деле, медитативное прохождение
этапов умирания при жизни в буддийской философии метафорчески именуется
«сыном», а сама смерть — «матерью». Когда они встречаются, мы переживаем
ум ясного света— тот самый тонкий ум, который и переносит нашу карму
из жизни в жизнь.
***
Он был очень простым и веселым
монахом. Постоянно шутил. Помню, как по приглашению учеников он приехал
погостить в США. Ученик как-то застал его за внимательным изучением
автоматических дверей, которые то открывались, то закрывались у него на
глазах. Позже он спросил ученика:
— Эти двери открываются, когда люди подходят, а потом сами собой закрываются?
— Да, — ответил ученик.
— И что, у многих американцев такие двери?
— У многих, — кивнул ученик.
— И они открываются, когда приходит хозяин?
— Верно, — подтвердил ученик.
— А что если чужак придет или вор? — не унимался учитель.
— Они все равно откроются, — ответил ученик.
— До чего ж глупые у американцев двери, — вздохнул учитель.
Лобсанг Церинг
Специально для www.savetibet.ru с надеждой, что этот рассказ вдохновит людей на практику Дхармы
Из книги геше-лхарамбы Трангу Ринпоче «Первые двенадцать дней в бардо»
«После
смерти можно погрузиться в состояние медитации. Когда умирают великие
практики, они могут войти в состояние, именуемое «тукдам» и так одержать
победу над смертью. В этом медитативном состоянии тело продолжает
сохранять тепло, и его клетки не разлагаются. Это признак того, что
великий практик во время смерти вошел в медитацию и теперь может
удерживать это состояние по собственной воле.
Если во время
смерти мы распознаем природу ума, то не испугаемся, когда пред нами
предстанут незнакомые образы, но будем знать, что умерли и распознаем
все проявления смерти. Если же мы не сможем распознать смерть и ее
проявления, то испугаемся и потеряем контроль над своим умом — он
сорвется с цепи, и его тогда его уже не усмирить. А потому нам нужно
практиковать медитацию при жизни, чтобы суметь контролировать ум в
бардо.
Совершенствуясь в медитативной практике, мы сумеем во
время смерти погрузиться в состояние глубокой медитации, самадхи. Без
этой практики после смерти мы потеряем сознание, а когда придем в себя,
столкнемся с чередой разнообразных омраченных переживаний».
Материал подготовлен Юлией Жиронкиной
Смотрите также:
Тибетский лама сохранял состояние медитации в течение 18 дней после смерти
Далай-лама: для чего нужно помнить о смерти?
Предзакатное солнце, уходящее за горизонт
Джеффри Хопкинс о комментарии Его Святейшества Далай-ламы к тексту Панчен-ламы I «Пожелание избавления от губительных опасностей бардо»
Тонкая нить, вплетаемая в полотно... Из бесед Далай-ламы о смерти
Комментариев нет:
Отправить комментарий