16 апреля (3 апреля по старому стилю) — Агафья, Никита Водопол, Пробуждение Водяного.
Никита Водопол. Пробуждение Водяного, Угощение водяного, Водопол, Ледокол, Праздник рыболовов.
Просыпается водяной от зимней спячки. Водяной дух ослаб за зиму. Ему
нужно чем-нибудь поживиться. Зябко водяному. Вот и приносили ему
крестьяне — кто хлеба краюшку, кто пшенной каши, кто от курицы потроха.
Водяной
Песня Водяного
Мультфильм "Летучий корабль",
Автор текста (слов): Энтин Ю.
Композитор (музыка): Дунаевский М.
* * *
Рыбаки - люди суеверные, они никогда не отправятся на рыбалку, если приметы говорят не в их пользу.
Так, например, если на Никиту-водопада (16 апреля) лед не пошел,
лов рыбы в этом году будет плохой. Именно в это время просыпался от
спячки водяной, так, во всяком случае, считали рыболовы, и чтобы
задобрить водяного, они в полночь отправлялись на реку с гостинцем для
него. Иногда они даже топили лошадь, приговаривая: «На тебе, дедушка,
гостинец на новоселье: люби, жалуй нашу семью». Считалось, что
задобренный гостинцем водяной будет стеречь рыбу для рыбаков и даже
переманивать из соседних водоемов большую рыбу, кроме того, рыбаки
надеялись, что водяной спасет их от бури и не даст утонуть.
Незадобренный водяной способен причинить рыбакам много неприятностей:
порвать сети, неводы и бредни, отгонять рыбу и прочее. Лист на дубе
развивается и цветет черемуха, значит ожидается хороший улов щук.
Морок А., Разумовская К. "Приметы и суеверия"
Водяной находится в непримиримо враждебных отношениях с
дедушкой домовым, с которым при встречах вступает в драку. Водяные
приносят людям лишь вред. На утопленницах они женятся, а еще охотнее на
тех девицах, которые прокляты родителями.
Недоброжелательство водяного к людям выражается в том, что он неустанно
следит за каждым человеком, появляющимся в его сырых владениях. Он
уносит в свои подземные комнаты, на безвозвратное житье, всех, кто
вздумает летней порой купаться в реках и озерах после солнечного заката,
или в самый полдень, или в самую полночь.
Водяной хватает зазевавшихся цепкими лапами и с быстротой молнии
увлекает вглубь всех забывших, при погружении в воду, осенить себя
крестным знамением. С особенным удовольствием он топит тех, которые не
носят нательных крестов, забывают их дома или снимают с шеи перед
купанием. Под водой он обращает эту добычу в кабальных рабочих,
заставляет их переливать воду, таскать и перемывать песок и т.д.
Кровоподтеки в виде синяков на теле, раны и царапины на трупах
утопленников служат наглядным доказательством, что эти несчастные
побывали в лапах водяного. Трупы людей он возвращает не всегда, а трупы
животных почти всегда оставляет для семейного продовольствия.
От водяных чертей приходится терпеть больше всего мельникам, Любят
шутить они и над рыбаками. Их боятся и стараются задабривать пчеловоды.
Многие мельники носят при себе шерсть черного козла — животного,
особенно любезного водяному черту. Осторожные и запасливые хозяева при
постройке мельницы под бревно, где будет дверь, зарывали живым черного
петуха и три стебля ржи, случайно выросших с двумя колосьями. Позже
поступали так; бросали в воду лошадиный череп с приговором. На мельницах
бережно содержались все животные с черной шерстью (особенно петух и
кошка).
Рыболовы навязывали себе на шейный крест траву Петров крест, чтобы злой
дух не испортил всего дела. Из первого улова часть его или первую рыбу
кидали обратно в воду, как дань и жертву. Идя на ловлю, бывалый рыбак
никогда не ответит на вопрос встречного, что он идет ловить рыбу, так
каж водяной любит секреты и уважает тех людей, которые умеют хранить
тайны. Некоторые старики-рыболовы доводят свои угождения водному хозяину
до того, что бросают ему щепотки табаку («на тебе, водяной, табаку:
давай мне рыбку») и подкуривают снасть богородской травкой и т.д.
Пчеловоды прикармливают водяного свежим медом и одаривают воском,
понемногу из каждого улья, накануне Спасова дня, ночью, до петухов.
Первый рой пчеловод нес в пруд или болото и там его топил.
Но говорили: водяные бывают иногда и полезны. Например, для того чтобы
отыскать местонахождение тела утопленника, достаточно пустить на воду
деревянную чашку с тремя восковыми свечами, прикрепленными по краям:
погрузившись, она останавливается над тем местом, где лежит утопленник.
Если лёд не пойдет в этот день, то рыбный лов будет самый худой
Где живут водяные?
На всем пространстве России попали в сильное подозрение и приобрели дурную славу небольшие, но глубокие озера. Там много подземных ключей и углублений на дне. Темными ночами в одиночестве к таким водоемам никто не решался подходить.
Многим чудилось тут и громкое
хлопанье, словно в ладоши, и сдавленный хохот, подобный
свиному. Впрочем, в некоторых областях России считалось,
что водяной есть в любом водоеме: озере, пруде, ручье и даже в источнике. Кто же он такой – водяной? Как он выглядит?
Так какой же он подводный дух – водяной?
У некоторых славян водяные духи, имея человеческий вид,
обросли травой и мхом и росту бывают очень высокого, в
других местах они черные, глаза у них красные, большие с
человеческую ладонь, нос величиной с сапог. Встречали даже
водяного в видетолстого бревна с небольшими крыльями, летящего над самой водой. В Орловской области у водяного бород была зеленого цвета, и только на исходе луны –
белая, седая; волосы тоже длинные и зеленые. Из воды в
этих местах он показывается по пояс, и очень редко его можно увидеть в полный рост.
Ярославский водяной любит гулять по берегу и наряжаться в красную рубаху. В Нижнем Новгороде несколько раз видели водяного
в облике свиньи. Он мог быть и кошкой, и собакой, и
лошадью. В волгоградских реках водяной принимал иногда
вид громадной рыбы – щуки, одетой мхом. Но мог быть налимом или сомом. По другим поверьям, сом и налим бывали просто “извозчиками” водяного - он на них катался, как люди на лошадях.
Так какой же он подводный дух – водяной.
Как-то раз видели ”рыбу – водяного с крыльями – не один человек потом не осмелился подходить к этой реке. Нашелся, однако, смышленый и смелый человек, который разобрался, в ситуации: оказалось, что в огромную щуку, вонзился когтями ястреб, очень глубоко и крепко, что, как не старался, оторваться от нее не мог, огромная рыбина потащила ястреба за собой на глубину, где он и захлебнулся, бедняга.
Мог становиться водяной
и птицей, естественно водоплавающей – лебедем, уткой, или
гусем. Мог быть и своего рода гибридом – гусем с человеческими руками и головой. Мог прикинуться и обычным человеком – родственником или знакомым своей будущей жертвы.
Иногда водяной словно являл собой всю реку: пена – у водяного изо рта бежит, а тина – его волосы и борода.
Иногда водяной словно являл собой всю реку: пена – у водяного изо рта бежит, а тина – его волосы и борода.
Источник: voda.biz-at-home.ru
Обряды дня
Праздник связан с кормлением, задабриванием водяного, который проснулся 14 апреля (1 апреля по ст. стилю), в день Марии Египетской.
Дожидаясь в течение трёх дней угощения, Водяной ломает лёд и мучит
рыбу. В качестве подношения водяному отдавали часть первого улова,
крошки хлеба, остатки вина, щепоть табаку и т. п. В некоторых случаях
водяному приносили в жертву лошадь, купленную в складчину. Если водяной
будет доволен жертвами, то он даст рыбакам хороший улов, не будет мешать
им и будет спасать их от бури и потопления.
Водяной
Водяной
Водяной — дух, воплощение разрушительной, враждебной человеку стихии воды в виде мифического хозяина конкретного водоёма. В представлении белорусов водяной имел вид старого среднего роста с длинным бородой, гладкой лоснящейся кожей и перепонками между пальцами на ногах, что символизировало его связь с водной стихией. В застойных озёрах мог представлять горбатого и бородатого старика с ногами и хвостом, как у коровы.
Будучи агрессивным по отношению к людям, водяной мог «забирать» тех,
кто купается (особенно в полдень и в полночь, на Купалу или Илью -
периоды наибольшей активности водяного), топить лодки, ломать водяные
мельницы. Однако водяной мог быть и благодарным человеку, если тот,
например, вбросил его с суши в воду и тем самым спас ему жизнь. Тогда
водяной всячески способствовал во всех делах, связанных с водой,
особенно в рыбалке. Чтобы заручиться поддержкой водяного в рыбацком
деле, нужно было заключить с ним союз: бросить нательный крестик в воду и
отречься от родни, платой водяному служила душа. Особенно его услугами
пользовались мельники, которые в качестве жертвы бросали возле водяной
мельницы живую курицу, забрасывали под первый лёд сало или свиной
окорок.
Оберегом от водяного считались пепел, свист, а также хлеб из муки,
смолотой на Купалу: съев его, человек не мог утонуть. Однако, говорили,
за обиду, нанесенную водяному человеком, мог отомстить «сухопутный бес».
Женами водяных являются девушки-самоубийцы, или русалки, которые
рождают «водянёнков». Накануне Крещения водяной вынужден просить или
воровать у людей сани, чтобы вывезти и тем самым спасти «водянёнков» от
смерти в крещёной воде.
Каждый водоём имел своего водяного, мощь которого зависела от
размеров и опасности реки или озера. В том случае, если водоемы
искусственно связывали, водяные погибали.
Задабривают водяного
Задабривают водяного, бросая ему гуся без головы, которую относят домой, для счета домового.
* * *
На Никиту весеннего просыпается от зимней спячки водяной. Его угощают
рыбаки: топят чужую лошадь, приговаривая: "Вот тебе, дедушка, гостинец
на новоселье: люби да жалуй нашу ватагу!" Для этого случая покупали у цыган самую негодную лошадь.
(ну, с лошадью - кажется, перебор!?)
Когда же рыболовы задобрят его добрым гостинцем, лошадкою, то он
смиряется, стережет рыбу, переманивает к себе больших рыб из других рек,
спасает рыболовов от бури и потопления, не рвет неводов и бредней.
В других местах рыболовы наделяют Водяного гостинцем, выливая в реку масло, приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью».
В других местах рыболовы наделяют Водяного гостинцем, выливая в реку масло, приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью».
28 сентября - Никита-гусепролет, гусятник. С этого дня бьют домашних гусей.
На Никиту осеннего задабривают водяного, бросая ему гуся без головы, а ее относят домой, чтобы домовой не заметил урону.
Коммуникабельность водяного
Каковы же были отношения людей с водяным? От него зависели в первую очередь те, кто по роду занятия связан с водой, – мельники, рыбаки, и, как ни удивительно, пчеловоды (успех их ремесла очень зависит от влажности воздуха и, следовательно от воды). По народным преданиям, в каждом пруду у мельницы живет свой подводный дух – водяной. Поэтому, если мельник не угождал водяному, то тот ежегодно ломал плотину. Считалось даже, что основное место обитания водяного – омут под мельничным колесом.
Чтобы
умилостивить водяного, мельники бросали в омут хлеб, и
даже лили водку. Есть и страшные придания о том, что
в глухих местах в старину мельники, чтобы задобрить
подводного духа и сохранить плотину в целости при
весенних паводках от размыва, топили какого – нибудь
запоздавшего путника в мельничном пруду. Для убийства
выбирали всегда жертву под хмельком, тогда смерть ее
объяснялась обыкновенно собственной ее неосторожностью.
Водяного
старались задобрить и рыбаки – отпускали первую пойманную
рыбу в этот день обратно в водоем. Если его не
задобрить, то он порвет сети, а если ему угодят –
нагонит рыбакам в сети множество рыбы.
Пчеловоды тоже
задабривали “водяного дедушку”, бросая в воду мед; также
считалось важным бросить в воду первые добытые медовые
соты.
“Водяному всякая скотина годится в пищу” – пишет исследователь 19-го века.
* * *
Рыбаки в жертву водяному приносили хлеб, вино и табак, иначе не будет доброго улова.
Никита Водопол
* * *
Никита Водопол
Никита Водопол - день памяти преподобного Никиты
(3/16 апреля), святого исповедника, игумена Мидикийского монастыря в
Вифинии в 9 в., который претерпел во времена иконоборчества за почитание
икон. Никитин день - одна из дат начала ледохода, отмечавшихся рыбаками
и рыболовецкими артелями как начало промыслового сезона.
По народному поверию, водяной, который всю зиму лежит на дне и
спит крепким сном, просыпается от зимней спячки 1 апреля в день Марии
Египетской. Изголодавшийся за зиму и сердитый, он требует от рыбаков
угощения, а дожидаясь его в течение трех дней, вплоть до дня Никиты,
ломает лед, мучит рыбу: малую доводит до смерти, а большая убегает от
него в другие реки. Если жертвоприношение не последует или с ним
запоздают, весь сезон он будет рвать сети, выпускать рыбу и топить
рыбацкие лодки, или, истребив всю рыбу в реке, водяной уйдет
куда-нибудь сам. Желание водяного получить гостинец, по мнению рыбаков,
проявлялось в сильном колыхании воды и в слышимых над ней глухих
подземных стонах. На Оке примету гнева водяного видели в затянувшемся
ледоходе и по нему судили, что рыба в этом году будет плохо ловиться.
Повсеместно перед началом лова рыбаки "кормили", угощали
водяного. Ему бросали две - три рыбины из первого невода, крошки хлеба,
остатки вина в склянке, щепотку табаку. В последнем случае
приговаривали: "На тебе табачку, а нам дай рыбки". В Енисейской губ.,
чтобы весь год был хороший улов рыбы, устанавливая в первый раз сети, в
воду бросали хлеб с солью. С той же целью в Вологодской губ. бросали
старый лапоть или сапог с портянкой со словами: "На тебе, черт, лапти,
загоняй рыбу!".
В Никитин день, а иногда также в один из дней Страстной
недели, в некоторых местах рыбаки приносили в жертву водяному лошадь. За
два дня до праздника артель покупала в складчину какую-нибудь старую
клячу; торговаться при этом не разрешалось - платили первую предложенную
цену. К празднику лошадь старались откормить, угощали ее хлебом и
конопляным жмыхом. Вечером последнего дня ее украшали, вплетая в гриву
красные ленты, мазали голову соленым медом, ноги спутывали веревкой, на
шею вешали два старых жернова. В полночь артель собиралась на берегу
реки. Если лед к этому времени уже сошел, несколько рыбаков садились в
лодку, отчаливали от берега и тянули за собой лошадь до тех пор, пока
она не захлебнется, но стараясь утопить ее на середине реки. При этом
знак к утоплению подавал старший из рыбаков, который, стоя на берегу,
истолковывал поведение реки и слышимые над водой звуки. Если лед еще
стоял, в глубоком месте реки делали прорубь и сталкивали туда животное.
После того, как лошадь утонула, старший среди рыбаков выливал в воду
масло, приговаривая: "Вот тебе дедушка, гостинец на новоселье, люби да
жалуй нашу семью". Считалось дурным предзнаменованием, если жертва долго
не тонула; говорили, что водяной не жалует подарка, поэтому ждали беды.
Если же все обходилось благополучно, рыбаки отправлялись праздновать.
В народе верили, что, приняв жертву, водяной смиряется,
стережет рыбу, переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает
рыбаков от бури и потопления, не рвет сетей.
материал подготовлен
Холодная Вера Георгиевна
Холодная Вера Георгиевна
16 апреля вспоминают Никиту-исповедника. В этот день, особенно
почитаемый рыбаками, существовал обычай задабривания водяного. Рыбаки
должны были готовить угощение для дедушки-водяного. Считалось, что
водяной всю зиму спокойно спит на дне реки, а к весне поднимается на
поверхность и начинает мучить рыбу. Поэтому рыбаки в Страстную неделю
специально готовили ему подарок - спускали в прорубь лошадь,
предварительно перевязав ей ноги. Считалось плохой приметой, если лошадь
долго не тонула (значит, водяной не желал принимать подарок). Если же
водяного не угостить, он начинает душить рыбу в реке, мстя людям за
неуважение к нему.
Комментариев нет:
Отправить комментарий