Святки (святы́е дни, праздничные дни, зимние святки, коля́ды) — двенадцать дней после праздника Рождества Христова, до праздника Богоявления. Они называются и св. вечерами, может быть в воспоминание событий рождества и крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время. Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова церковь начала с древних времен.
Указанием на это могут служить 13 бесед св. Ефрема Сирина, произнесенных им от 25 декабря по 6 января, а также «слова» св. Амвросия Медиоланского и св. Григория Нисского. Древнее двенадцатидневное празднование С. подтверждается церковным уставом препод. Саввы Освященного (ум. 530 г.), по которому во дни С. «никакожо пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях», и запрещено совершать таинство брака. Тоже подтверждено и кодексом Юстиниана, изданным в 535 г. Вторым туронским собором, в 567 г., все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными. Между тем, святость этих дней и вечеров во многих местах нарушалась гаданиями и другими суеверными обычаями, уцелевшими от языческих празднеств того же времени года.
М. К. Маковский «Святочные гадания»
Указанием на это могут служить 13 бесед св. Ефрема Сирина, произнесенных им от 25 декабря по 6 января, а также «слова» св. Амвросия Медиоланского и св. Григория Нисского. Древнее двенадцатидневное празднование С. подтверждается церковным уставом препод. Саввы Освященного (ум. 530 г.), по которому во дни С. «никакожо пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях», и запрещено совершать таинство брака. Тоже подтверждено и кодексом Юстиниана, изданным в 535 г. Вторым туронским собором, в 567 г., все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными. Между тем, святость этих дней и вечеров во многих местах нарушалась гаданиями и другими суеверными обычаями, уцелевшими от языческих празднеств того же времени года.
Против этого направлены, между прочим, 61 и 62 правила шестого вселенского собора. Действующий у нас закон запрещает «в навечерие Рождества Христова и в продолжение С. заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни» (Св. Зак. XIV, ч. 4, 33 — 34). См. прот. Г. С. Дебольский, «Дни богослужения православной католической восточной церкви» (т. 1, СПб., 1882).
В Западной Белоруссии Святки обозначались выражением мiж каляд, помiж каляд 'между колядами'; либо калядныя святкi, калядныя нядзелi.
Другие названия
Рус. святки, святые вечера, свечки, коля́ды (з.-рус., ю.-рус.), рожествя́нские свя́тки (брян.); белор. калядныя святкi; полес. коля́да, ко́ляды, свички́, святы́е вечо́ры, роздвяны́е свята́, Рожество; польск. Gody, Godnie swieta, swieczki, swiete wieczory; чеш. Vánoce, Koleda, Gody; словацк. Vianoce, Hody, sviatky.В Западной Белоруссии Святки обозначались выражением мiж каляд, помiж каляд 'между колядами'; либо калядныя святкi, калядныя нядзелi.
Языческое наследие
Наследие древней славянской культуры, относящееся к дохристианскому периоду. Особая насыщенность магическими обрядами, гаданиями, прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, выделяет святки из всего календарного года. Эта языческая традиция осмысливается как пограничный период между старым и новым хозяйственным годом, а также представлениями о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы.
Незримое присутствие духов среди живых людей обеспечивало, по народным воззрениям, возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.
* * *
Святками называют две недели зимних праздников в период с 6 января по 19
января, то есть с Рождественского сочельника до Крещения. Из всего
календарного года Святки выделяются большим количеством проводимых в это
время обрядов и гаданий, а также связанными с этим периодом приметами,
обычаями и запретами. Это можно объяснить двумя факторами. Во-первых,
эти праздники приходятся на период зимнего солнцестояния и считаются как
бы пограничным периодом между новым и старым годом. Во-вторых, издавна
считалось, что в это время на землю приходят души умерших, и разгуливает
нечистая сила. Именно это позволяло людям заглянуть в будущее и узнать,
что их ждет.
Любое гадание – это своеобразный ритуал, который направлен на становление контакта с потусторонними силами для того, чтобы узнать будущее. Иногда гадание сопровождается пением, а иногда проводится в полнейшей тишине. Одним из самых существенных предметов гадания всегда был суженый. Только во время Святок можно было гадать в его присутствии.
Молодые женщины добровольно становились свахами. Старые женщины и няни ходили по домам и сзывали всех на Святки в один богатый дом, назначаемый сборным местом. При приглашении нянюшки приговаривали: «Если милости вашей не оскорбительно, просят пожаловать с братцем». Он всегда был в числе суженых. Ближе к вечеру появлялась бабка-позыватка, которая высматривала невест. Именно поэтому ее угощали и чествовали усерднее остальных. Эти бабки получали от девиц подарки, отдавая которые каждая повторяла: «Вот те, бабушка, возьми, не прогневайся, внучкам твоим зубки позабавить, а тебе на потешенье». Бабка, принимая подарок, должна была ответить: «Вестимо, мать моя, благодарствуем». Затем она уходила с поклонами.
Во всех местах приглашения получались по-разному: где-то за несколько дней, где-то в тот же вечер. Порой, на Святки съезжалось до ста человек званых гостей и гуляния растягивались на несколько дней, а девичьи посиделки могли превратиться в многодневный пир.
Первая неделя, с Рождественского Сочельника, называется «святыми вечерами», а вторая, до 19 января – «страшными вечерами».
Любое гадание – это своеобразный ритуал, который направлен на становление контакта с потусторонними силами для того, чтобы узнать будущее. Иногда гадание сопровождается пением, а иногда проводится в полнейшей тишине. Одним из самых существенных предметов гадания всегда был суженый. Только во время Святок можно было гадать в его присутствии.
Молодые женщины добровольно становились свахами. Старые женщины и няни ходили по домам и сзывали всех на Святки в один богатый дом, назначаемый сборным местом. При приглашении нянюшки приговаривали: «Если милости вашей не оскорбительно, просят пожаловать с братцем». Он всегда был в числе суженых. Ближе к вечеру появлялась бабка-позыватка, которая высматривала невест. Именно поэтому ее угощали и чествовали усерднее остальных. Эти бабки получали от девиц подарки, отдавая которые каждая повторяла: «Вот те, бабушка, возьми, не прогневайся, внучкам твоим зубки позабавить, а тебе на потешенье». Бабка, принимая подарок, должна была ответить: «Вестимо, мать моя, благодарствуем». Затем она уходила с поклонами.
Во всех местах приглашения получались по-разному: где-то за несколько дней, где-то в тот же вечер. Порой, на Святки съезжалось до ста человек званых гостей и гуляния растягивались на несколько дней, а девичьи посиделки могли превратиться в многодневный пир.
* * *
Кого боялись в святки, или Что такое «страшные вечера»?
Автор: Екатерина Елизарова
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-12357/
© Shkolazhizni.ru
Автор: Екатерина Елизарова
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-12357/
© Shkolazhizni.ru
Кого боялись в святки, или Что такое «страшные вечера»?
Автор: Екатерина Елизарова
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-12357/
© Shkolazhizni.ru
Автор: Екатерина Елизарова
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-12357/
© Shkolazhizni.ru
Кого боялись в святки, или Что такое «страшные вечера»?
Святки – это две недели праздников, которые начинаются с Рождества Христова и заканчиваются Крещением.
Первая неделя, с Рождественского Сочельника, называется «святыми вечерами», а вторая, до 19 января – «страшными вечерами».
По старославянским поверьям, в это время особенно сильна связь с загробным миром, в это время гадали, судили по приметам о погоде. Обо всех этих увлекательных, интересных, и порой, смешных, русских поверьях рассказывает книга замечательного русского историка и этнографа Ивана Петровича Сахарова «Сказания русского народа».
«Святые вечера» получили свое название благодаря запрету работать в течение святок. В эту веселую неделю устраивались колядования, игры с ряжеными и гуляния.
А вот в «страшные вечера» люди старались вообще не выходить из дома. Дело в том, что по представлениям русского народа, в дни, когда начинает прибавляться тепло и свет, нечистая сила особенно злится и творит пакости. К тому же, верили, что Господь выпускает из ада и рая души покойников, радуясь рождению Сына. Поэтому вторая неделя святок иногда называлась даже «бесовской», «поганой».
Снизойдя на землю, души предков приходят в свои бывшие дома, к родственникам, а после Крещения снова возвращаются в загробный мир. По поверьям, если во время святочного ужина посмотреть из сеней в дом через дверную щель, можно увидеть последнего умершего родственника, который сидит за столом вместе с живыми. Не зря для пришедших духов готовили специальный хлеб, кутью, блины и оставляли все это на ночь.
Кстати, считалось, что именно из-за того, что души приходят в наш мир, святочные гадания верно показывают будущее.
Наши далекие предки считали, что во время «страшных вечеров» нельзя что-либо делать, не перекрестясь, даже выглядывать из окна. Ведь за дверью может скрываться лихоманка – худое, слепое, безрукое существо, которое напускает на вышедшего из дома простуду и прочие болезни. Лихоманка даже может проникнуть в дом, и тогда неприятностей на весь год хватит! Защититься от этой страшной нечисти помогала бабушка-повитуха, которая приходит на заре, моет притолок смесью из соли, золы и угля, и вытирает полотенцем. Мужчины, кстати сказать, не должны были присутствовать при этом обряде, т. к. при них могло ничего не получиться.
Боялись наши предки и ведьм, которые возвращались с шабаша и могли задоить коров до смерти. Чтобы уберечься от беды, поселяне укрепляли над воротами скотного двора горящую свечу.
Опасались жители деревень и так называемого огненного змея. Это злой дух, который летает по воздуху и светится красным огнем. Самое страшное то, что он может спуститься по печной трубе в дом и принять облик молодого красивого парня. Девушке, которая влюбится в него, придется очень тяжело: очарует он ее своими ухаживаниями так, что без него ей и жить-то не хочется. Но от огненного змея можно было избавиться – на загнетку насыпали снег, и нечистый погибал от него, когда снова опускался в дом по трубе.
Только в темные святочные вечера могли появляться святочницы – уродливые существа, покрытые волосами, с огромными ногтями. Они обитают в нежилых помещениях и могут напасть на человека и изранить его своими длинными острыми ногтями. «Откупиться» от них можно только украшениями, это их слабость, противостоять которой святочницы не в силах.
В святочные вечера может встретиться и Бука, безобразное существо, которое пристает с хитрым вопросом. Если отгадал, злой дух исчезнет, а если нет, всю жизнь придется мучиться, думая над ответом.
Особенно опасными в «страшные вечера» становятся и лешие. Важно следить за речью, чтобы случайно не сказать: «Чтоб его леший унес!». Нечистая сила ждать себя не заставит и мигом исполнит в сердцах произнесенные слова, и потом уже нигде не найдешь невиноватого человека.
Не дремлют святочными ночами и привидения. Они могут завести человека на кладбище, в болото, беспокоят его своим воем и грохотом цепей, пугают, внезапно появившись из печи. Но встречаются среди привидений и добрые: они могут помочь найти клад и уберечься от козней злых духов. Если верить одной из старинных легенд, незримые привидения увели гадающих девушек от опасного места, позвав их материнскими голосами, а на «нехорошем» позже образовалась трясина.
В канун Крещения проводился обряд «проводов святок»: во дворе дома стреляли в небо, скакали на конях вдоль села и с криками били метлами по углам и заборам. По завершении обряда приговаривали: «Иди уже, колядка, с Богом, а через год снова приходи!».
По материалам Википедии
psm 08/01/12 #01 02/10/13
#21 09/01/15
#21 09/01/15
См. также по теме:
- Как гадать на Рождество?
- Эфемериды
- К Творцу или Кто стоит за Предсказателями
- Астрология: вопросы и ответы:
- Куда бы ты ни шёл, придёшь к СЕБЕ
- Гадание на кофейной гуще
- Подблю́дные пе́сни
- Какие гадания бывают на Рождество, Новый Год и Крещение?
- Рождественские гадания, и не только
- Рождество Христово и Святки
- Рождество и святки
- Святые дни, cвятые вечера
Комментариев нет:
Отправить комментарий