Город Шамаха (или Шемаха, царство ещё и Шемаханским называют) расположен на территории современного Азербайджана.
Собственно говоря, это название встречается только в русской мифопоэтической традиции. В реальности там существовало Ширванское ханство. С запада на восток оно простиралось на 150 километров, а на севере на 100 километров (упиралось в Куру на юге). К востоку располагалось Бакинское ханство, к западу Шекинское ханство, а на севере была граница с Кубинским ханством (это не шутка и не опечатка!)
Возникновение этого государственного образования относится к первой половине 18 века и обусловлено ослаблением Персии, которая не могла более эффективно контролировать свои северо-западные территории.
В ходе длительного противостояния в 1785 г. установилась зависимость Шемахи от Кубинского и Шекинского ханств. В 1789 г., пользуясь смертью кубинского хана, шекинцы захватили Шемаху, а в 1805 г. их правительство отдалось Петербургу.
Шемахинцы занимались, как и все тогда, земледелием и ремёслами (были, в частности, одним из важнейших центров шелкоделия).
Возникновение этого государственного образования относится к первой половине 18 века и обусловлено ослаблением Персии, которая не могла более эффективно контролировать свои северо-западные территории.
В ходе длительного противостояния в 1785 г. установилась зависимость Шемахи от Кубинского и Шекинского ханств. В 1789 г., пользуясь смертью кубинского хана, шекинцы захватили Шемаху, а в 1805 г. их правительство отдалось Петербургу.
Шемахинцы занимались, как и все тогда, земледелием и ремёслами (были, в частности, одним из важнейших центров шелкоделия).
Шамаханская царица
Шамаханская царица - один из самых таинственных и загадочных персонажей «Сказки о золотом петушке» А.С. Пушкина. Сказка была закончена во время последнего приезда в Болдино 20 сентября 1834. В основу сюжета легла шутливая новелла американского писателя Вашингтона Ирвинга «Легенда об арабском звездочете» из книги «Рассказы Альгамбры», опубликованная в 1832, и «История о Золотом Петухе» Фридриха Максимилиана Клингера. У литературоведов нет объяснений, почему Пушкин нарек царицу Шамаханской. Есть только несколько интересных предположений..
Так поэтесса А.А. Ахматова в своей работе «Последняя сказка Пушкина» увязала имя восточной красавицы с селением Шамаха, славившимся далеко за пределами Азербайджана производством шелка.
Так поэтесса А.А. Ахматова в своей работе «Последняя сказка Пушкина» увязала имя восточной красавицы с селением Шамаха, славившимся далеко за пределами Азербайджана производством шелка.
Шамаха была присоединена к
России в 1820 г., хотя русские и английские купцы посещали этот важный
торговый центр еще со времен Ивана Грозного. В то время об этом
отдаленном восточном селении можно было прочитать следующее: «Старая
Шемаха, представляющая ныне почти одни развалины, была некогда цветущим
и значительным торговым городом. Построения ее относят к самой
отдаленной древности. Вольтер в истории Петра Великого утверждал, что
она одно время была столицей царства Мидийского. Таламанский шелк и по
сию пору известен у нас под именем шамаханского».
Есть и другое предположение. Вспомним первое ее появление в сказке Пушкина, когда «войско в горы царь приводит»:
…Вдруг шатер
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи…
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи…
Как
видим, горская царица удивительно красива. Околдованный и восхищенный
царь пирует у нее в шатре целую неделю, вслед за тем предлагает ей руку и
сердце и возвращается вместе с нею в свою столицу, где народ так же
очарован и восхищен ее красой. Кто же она, шамаханская царица, и не
поискать ли в русской истории что-то подобное?
Много столетий назад правил в России царь Иван IV Грозный.
Он присоединил к русскому государству Казанское и Астраханское ханства.
Так Россия вплотную приблизилась к Кавказским горам. Однажды делегация
из Кабарды прибыла ко двору Ивана IV с богатыми дарами и с целым табуном
великолепных кабардинских коней. Кабардинские мурзы (князья) просили
царя принять их самих и их народ в российское подданство. Русские бояре,
в свою очередь, тоже обратились к государю с просьбой закрепить союз с
кавказскими народами царской женитьбой на одной из знатных кабардинок. И
поехали государевы гонцы в Шемаху, и в Дербент, и в другие местности
Северного Кавказа в поисках подходящей невесты для царя Московского и
Всея Руси к тамошним властителям - шамхалам. Как видите, понятия Шемаха,
шамхал чрезвычайно близки по звучанию к пушкинской Шамаханской царице.
Царская невеста нашлась среди дочерей мурзы черкасов горских Темрюка Юнгича.
Черкасами на Руси именовались выходцы из Кабарды. Позднее многие из них
по свойству с новой царицей получат имя князей Черкасских, оставивших
заметный след в русской истории.
Царица
изумила бояр не только своей красотой, но и необычным поведением.
Облачившись в черкеску, легко вскакивала в седло и вместе с венценосным
супругом отправлялась на царские охоты. Ей особенно нравились здешние
места, просторы, взгорья и холмы, покрытые шумящими соснами. Много дичи
водилось в окрестных лесах, и царские охотничьи забавы продолжались по
нескольку дней. Русская царица Мария умерла на 28-м году жизни,
простудившись во время поездки с мужем по северным районам России.
Летописец высказывает иную причину: царица была отравлена. С
отравителями Иван Грозный жестоко расправился.
Ныне
гробница царицы Марии находится в Архангельском соборе Московского
Кремля. В центре города Нальчика ей поставлен памятник с надписью на
постаменте: «Навеки с Россией».
Если Мария Черкасская и поразила своей красотой русского царя и его бояр, то, по крайней мере, никто от этого не умер. А вот в «Сказке о золотом петушке» перед
нами предстает загадочная красавица Шамаханская царица, которая лишена
милосердия и человечности. Как показывают черновики, Пушкин сначала
хотел подробно описать внешность «девицы» - «черноброва, круглолица»,
но потом убрал подробности, зато добавил элементы недосказанности,
таинственности. Читатель остается в неведении, откуда появилась
Шамаханская девица и куда исчезла. Она несёт в мир одну лишь гибель.
Поистине зловещим персонажем выглядит эта красавица-девица, которая
появляется в горном ущелье, заполненном трупами людей, погибших пусть не
по ее прямой вине, но из-за нее. И при этом она безмятежно «сияет как заря».
Да и золотой петушок – почему он голосил на неё так, словно видел в ней
не слабую одинокую женщину, а целое войско, вторгшееся в пределы
государства?
Женитьба
царя на женщине с Кавказа, который для простого русского человека
являлся далеким Востоком, оставила след в народных песнях России. В
разных ее концах — от Архангельска до Ростова и от Смоленска до Сибири —
еще в начале нашего века бытовали прошедшие через столетия
песни-сказания. В них нашли отражение и события времен Ивана Грозного, в
частности его второй брак.
Когда через год после смерти любимой жены Ивана IV Анастасии в Москву привезена была новая невеста, на этот раз даже другой веры — молодая «босурманка, купавна татарская»,
в народе возникло множество всевозможных предположений и домыслов.
Говорили, что царь Иван Васильевич потому так быстро забыл свою некогда
горячо любимую супругу, что его околдовала и очаровала своей невиданной
красотой Мария. В одной из песен сочинители вложили в уста умирающей и
как бы предчувствующей этот брак царицы Анастасии такие слова:
Когда я, царица, преставлюся,
Не женись ты, царь, в той... Литве
На той ли Марье Темрюковне,
На той купаве татарское,
Хотя есть у нее много приданого.
Не женись ты, царь, в той... Литве
На той ли Марье Темрюковне,
На той купаве татарское,
Хотя есть у нее много приданого.
Царица просит мужа не жениться после ее смерти на чужеземке «в той Литве»,
что в ту пору на Руси, наравне с татарскими Золотой Ордой и Крымом,
означало чужие земли и все иноземное. Но, несмотря на это, песни не
настроены враждебно или же как-то неуважительно к Марии. Все их
безымянные авторы величали ее «царицей благоверною» и постоянно
подчеркивали ее красоту, называя «купавной» или «супавной».
И, конечно же, говорится далее в песнях, Иван, увидев княжну,
зачарованный, сразу же забывает о просьбе своей покойной супруги и
женится на Марии Темрюковне:
Берет он, царь-государь, не у себя в каменной Москве,
А берет он, царь-государь, в той Золотой Орде.
У того Темрюка-царя, Темрюка Степановича,
Он Марию Темрюковну, сестру Мастрюкову,
Купаву крымскую, царицу благоверную...
Он здравствует, царь-государь, у себя в каменной Москве,
В палатах белокаменных,
В возлюбленной крестовой своей, —
Пир навеселе, повел столы на радостях.
И все князи, бояри, могучие богатыри
И гости званые, пятьсот донских казаков
Пьют, едят, потешаются,
Зелено вино кушают,
Белу лебедь рушают.
А берет он, царь-государь, в той Золотой Орде.
У того Темрюка-царя, Темрюка Степановича,
Он Марию Темрюковну, сестру Мастрюкову,
Купаву крымскую, царицу благоверную...
Он здравствует, царь-государь, у себя в каменной Москве,
В палатах белокаменных,
В возлюбленной крестовой своей, —
Пир навеселе, повел столы на радостях.
И все князи, бояри, могучие богатыри
И гости званые, пятьсот донских казаков
Пьют, едят, потешаются,
Зелено вино кушают,
Белу лебедь рушают.
...Мария
стала женой царя Ивана IV. И так случилось, что именно в шестидесятые
годы, годы их совместной жизни, усилятся жестокость и все злые
наклонности Грозного, особо проявившиеся в период опричнины. Многие
летописцы писали, что именно царица Мария придумала опричнину, как отряд
вооруженных людей, охраняющих царскую особу, - прообраз современного
президентского полка.
Народная молва, ряд летописей, русские историки XIX века Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, немец Гельмольт в «Истории человечества» и некоторые другие исследователи все это зло припишут влиянию Марии. В одном из старинных источников она называется «на злые дела падущая». В другом - хронографе «О браках царя Иоанна Васильевича» — сказано: «В лето 7069 августа 21 обрачился царь вторично на Марии Федоровне Черкасской Горской... туги нравные и зело лютые...» (крутой нравом и очень злой).
Может поэтому у Пушкина Шамаханская царица
— это символ красоты, лишенной черт милосердия, гуманизма, а потому и
несущей в мир гибель. Он отмечает только результаты мгновенного
воздействия ее красоты, силу колдовского очарования:
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
Шамаханская
царица убивает красотой. Всего за семь дней она очаровала, околдовала,
покорила и влюбила в себя старшего и младшего сыновей царя, самого царя
Дадона. Колдовские чары девицы вначале приводят к братоубийственной
войне:
...без шеломов и без лат
оба мертвые лежат,
меч вонзивши друг во друга.
...без шеломов и без лат
оба мертвые лежат,
меч вонзивши друг во друга.
Так царский престол лишается наследников. Затем красавица околдовывает, опьяняет самого Дадона. Так Дадон сам оказывается жертвой красавицы, встреченной им на поле битвы. Забыв о погибших детях, царь забывает и о своем царстве, о долге перед народом, защищать который он отправился в столь дальний путь. Дадон с радостью входит в тот шатер, перед которым лежат окровавленные тела его детей (хотя и восклицает перед этим пророческие слова: «Горе! смерть моя пришла». Шамаханская царица действительно приносит смерть всему царскому дому и воинству.
Экранизации и постановки
«Золотой петушок»— последняя опера Николая Андреевича Римского-Корсакова, написанная в 1908 по одноимённой сказке А.С. Пушкина (либретто В.И. Бельского).
Текст
сказки сохранён в опере с минимальной правкой, но со значительными
дополнениями, которые, в свою очередь, также написаны в стиле оригинала.
Помимо четырёх главных персонажей сказки (царь, звездочёт, царица и петушок) в опере появились ещё двое: воевода и ключница, а два царевича обрели имена: Гвидон (из другого произведения Пушкина) и Афрон. Опера делится на три акта, действие которых разворачивается в палатах Додона, в стане Шемаханской царицы и в предместье Додоновой столицы соответственно. Также в опере есть пролог и эпилог, единственное действующее лицо которых — звездочёт.
Помимо четырёх главных персонажей сказки (царь, звездочёт, царица и петушок) в опере появились ещё двое: воевода и ключница, а два царевича обрели имена: Гвидон (из другого произведения Пушкина) и Афрон. Опера делится на три акта, действие которых разворачивается в палатах Додона, в стане Шемаханской царицы и в предместье Додоновой столицы соответственно. Также в опере есть пролог и эпилог, единственное действующее лицо которых — звездочёт.
«Сказка о золотом петушке»
— советский мультфильм 1967 года. Мультфильм поставлен по одноимённой
сказке А.С. Пушкина. Царь Додон, ввиду своих преклонных лет уже не может
защищать своё царство от воинственных соседей. Мудрец дарит ему
Золотого Петушка, предупреждающего царя о грядущей опасности. За это
царь готов исполнить любое желание мудреца.
В 2010 году Шамаханская царица стала персонажем нового мультфильма, который называется «Три богатыря и Шамаханская царица» (полнометражный мультипликационный фильм студии «Мельница» вышел в прокат 30 декабря).
Это четвёртая по счету часть анимационного цикла о былинных богатырях («Алёша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»).Мультфильм,
в котором герои всех трёх сказок о богатырях собираются вместе,
вышедший через три года после появления мультфильма «Илья Муромец и
Соловей-Разбойник». В этой сказке восточная красавица пытается завладеть
всем Киевским княжеством в угоду своим планам. Причем использует она
свои волшебные чары и первым делом околдовывает Киевского князя. Благо,
что по сюжету, на защиту земли русской встают три богатыря, в компании
своих старых друзей.
В 2010 году вышла новая компьютерная игра «Три богатыря и Шамаханская царица» по
мотивам одноименного мультфильма. Эта захватывающая игра таит в себе
множество загадок, придется логически связывать разные события
оригинального фильма. Не каждый игрок сможет разгадать их, подойдет она и
для дeтeй, и для иx родитeлeй.
В сказке этой царь на спицу
усадил подарок - птицу.
Коль кругом столицы мирно,
та сидит на башне смирно.
Но лишь чуть со стороны
к ним потянет дым войны,
закричит она, забьётся
и в то место обернётся.
Враг побит со всех сторон.
Кто ликует? ... Царь Дадон!
Вспомни имя доброхота.
Чей подарок?... Звездочёта!
Дал царю он из мешка
Золотого ... Петушка!
Долго б правил царь Дадон,
не терпя от войн урон,
В гроб свела царя девица -
Шамаханская... царица!
усадил подарок - птицу.
Коль кругом столицы мирно,
та сидит на башне смирно.
Но лишь чуть со стороны
к ним потянет дым войны,
закричит она, забьётся
и в то место обернётся.
Враг побит со всех сторон.
Кто ликует? ... Царь Дадон!
Вспомни имя доброхота.
Чей подарок?... Звездочёта!
Дал царю он из мешка
Золотого ... Петушка!
Долго б правил царь Дадон,
не терпя от войн урон,
В гроб свела царя девица -
Шамаханская... царица!
(А.С. Пушкин. Сказка о Золотом петушке)
Список литературы:
- Пушкин, Александр Сергеевич. Сказка о золотом петушке / А. С. Пушкин. - М. : Вагриус, 1999. - 30 с. : цв.ил
- Ахматова, А. Последняя сказка Пушкина. / А. Ахматова //Сочинения в 2 т. - М., 1986. Т.2. Проза. Переводы. - С. 8-34
- Буячева? О. Ю. По Лукоморью// Читаем, учимся, играем. – 1999. - № 1. – С. 133-137.
- http://shamakhanskaya-carica.ru/personazh-carica.html
- http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=594&showentry=13789
- http://multikonline.ru/russkie-multfilmy-online/493-skazka-o-zolotom-petushke.html
- http://sovetskiemultfilmy.com/skazka-o-zolotom-petushke
Комментариев нет:
Отправить комментарий