Для Украинцев:
Мама́й (1335? —
1380, Кафа (совр. Феодосия) — беклярбек и темник Золотой орды. С 1361
по 1380 от имени марионеточных ханов управлял западной частью (временами
также столицей) Золотой Орды.
Происходил из знатного монгольского или половецкого рода Кият. Был женат на дочери хана Бердибека.
Казак Мамай — один из самых популярных на Украине образов
казака-рыцаря, которого называют космогоническим олицетворением
украинского народа в целом. Впервые появляется в народном украинском
кукольном театре, так называемом Вертепе. Образцы картин Казака Мамая
появляются с середины XVIII века. Символ стал настолько популярным и
метким глубинным образом среди народа, что даже конкурировал с иконами.
Сказания о казаке Мамая можно встретить среди народных легенд,
переводов, прибауток. Но лучше всего его образ воспроизведен в народной
живописи: в бархатном жупане, сафьяновых сапогах и синих шароварах;
круглая выбритая голова с закрученным за ухо «оселедцем», длинные усы,
черные брови, карие глаза, тонкий нос, румяные щеки — перед вами портрет
красавца-молодца, которым он сложился в народном воображении.
Казака Мамая на таких картинах всегда рисовали с кобзой, которая
является символом певчей души народа. Конь на картине символизировал
верность, дуб — силу духа. Часто на рисунках мы видим изображение копья с
флажком, казацкого штофа и рюмки. Это были вещи, связанные со смертью
казака, — копье ставили на месте захоронения, штоф и рюмку клали в
могилу — они напоминали о мимолетности жизнь и казацкую судьбу, в
которой угроза смерти в бое была повседневной реальностью.
Такие
картины рисовали на полотне, на стенах зданий, окнах, посуде, ульях и
даже на дверях яркими, сочными красками часто с надписью: «Я казак
Мамай, меня не занимай». Это свидетельствовало о доброте, независимости и
веселом нраве хозяев. Упомянутые рисунки, которые дошли до нашего
времени, не только удачно украшали дом, но и рассказывали о вкусах и
мировоззрении хозяев.
Для тюрков, да и для историков:
Происходил из знатного монгольского или половецкого рода Кият. Был женат на дочери хана Бердибека.
Со второй половины 1350-х годов наместник Крыма и Северного
Причерноморья. С 1357 года при хане Бердибеке занимал должность
беклярбека — одну из двух главных в администрации Золотой Орды. В его
функции входило руководство армией, внешними делами и верховный суд.
После убийства Бердибека ханом Кульпой в 1359 году объявил ему войну.
Поскольку Мамай не был чингизидом и не мог быть официально ханом, в
августе 1361 года он провозгласил ханом своего ставленника Абдуллу.
Однако другие претенденты на власть в Золотой Орде отказались признавать
его власть. В Орде началась т. н. «Великая замятня». На протяжении с
1359 по 1370 год Мамаю пришлось с переменным успехом воевать с девятью
ханами Золотой Орды. К 1366 году ему удалось поставить под свой контроль
западную часть Золотой Орды (от Крыма до правого берега Волги).
Временами (1363, 1367—1368, 1372—1373) ему удавалось овладевать столицей
— Сараем на левом берегу Волги. Ставка Мамая находилась в городе Орда в
низовьях Днепра (на территории современного Каховского
водохранилища).Не находя поддержки, среди восточных ханств, во внешней
политике ориентировался на сближение с европейскими государствами
(Генуей, Великим княжеством Литовским, Венецией и рядом других).
В июне 1370 году умер хан Абдулла. Современники предполагали, что его
убил Мамай. Новым ханом был провозглашен восьмилетний Мухаммед Бюлек.
Загадочная смерть хана Абдуллы значительно пошатнула авторитет власти
Мамая, не только среди восточных ханств, но в Северо-Восточной Руси.
Напряженность в отношениях между Ордой Мамая и Москвой вызывало также
то, что московскому князю впервые за долгое время было отказано в ярлыке
на владимирское великое княжение (дающее право собирать дань во всех
русских княжествах, подвластных Орде). Дмитрий Иванович Московский
получил ярлык в 1362 году. Мамай дважды передавал его другим князьям:
суздальскому в 1363 году и тверскому в 1371 году. В результате
московский князь Дмитрий Иванович отказался подчиняться власти хана
Бюлека и темника Мамая, размеры выплачиваемой дани значительно
сократились в сравнении с периодом правления Узбека и Джанибека. В 1377
году союзник Мамая Арапша смог разбить суздальско-московское войско в
битве на р.Пьяна, разорил Нижний Новгород и Рязань. В 1378 году на
Москву было послано войско во главе с мурзой Бегичем. На территории
Рязанского княжества при реке Воже русские войска во главе с Дмитрием
Донским разбили ордынцев.
В 1377 г. молодой хан Тохтамыш при
поддержке войск Тамерлана приступил к завоеванию Золотой Орды. Весной
1378 г. после того, как пала восточная часть — Синяя Орда со столицей в
Сыгнаке Тохтамыш вторгся в западную часть — Белую Орду, — контролируемую
Мамаем. К апрелю 1380 г. Тохтамыш сумел захватить всю Золотую Орду
вплоть до северного Приазовья, включая город Азак (г.Азов). Под
контролем Мамая оставались лишь его родные половецкие степи — Северное
Причерноморье. В этих условиях Мамай организовал масштабный поход на
Русь, в ходе которого 8 сентября 1380 года его войско было разбито в
Куликовской битве (это были просто внутри-Ордынская разборка с
Тохтамышем - по Гумилеву). Чуть позднее в сентябре 1380 г. состоялась
битва между войсками Мамая и Тохтамыша. Историк В. Ляскоронский высказал
предположение, что эта битва «на Калках» произошла в районе мелких
речек, левых притоков Днепра близ порогов. Историки Соловьёв С. М. и
Карамзин Н. М. высказали предположение, что битва произошла на реке
Калке.
После своего поражения от войск Тохтамыша Мамай бежал
вместе с семьей в Кафу (ныне г. Феодосия), где имел давние связи и
политическую поддержку генуэзцев, но там был убит. Предполагается, что
убит он был за деньги и по приказу хана Тохтамыша.
Похоронен
Мамай в селе Айвазовское (ранее Шейх-Мамай) Кировского района Крыма
возле г. Феодосия. Могилу (курган) нашел известный художник И. К.
Айвазовский, занимавшийся археологией в южном Крыму.
Потомки
Мамая были служилыми князьями в Великом княжестве Литовском. От сына
Мамая – Мансура Киятовича ведут свой род князья Глинские, родовые
владения которых находились на землях Полтавской и Черкасской областей
Украины
Если в имени человека присутстует звук "ай" (дословно
переводится как- месяц) - он тюрк. В мужских именах звук "ай" расположен
в конце имени , а в женских именах в начале имени. примеры : Алт-ай,
Субут-ай, Чагат-ай, Зият-ай, Мам-ай - мужские имена , Ай-тян, Ай-су,
Ай-сель,Ай-гюнь, Ай-куль - женские имена и тюрки до сих пор дают своим
детям такие имена (а украинцы называют своих детей именем Мамай?)
Так это 2 разных Мамая или речь идет об одном и том же человеке? Это ж две стороны однй медали, а одежду мужик мог менять и 10 раз на дню (да и женщин, кстати, тоже ж). А уж ксиву выдать себе приличную - подчиненные не утомятся...
Комментариев нет:
Отправить комментарий