28 мая 2013 г.

Авиадесантируемые мобильные православные храмы (АДМПХ) и история их развития

В марте 2012 года официальный представитель управления пресс-службы Минообороны по ВДВ Александр Кучеренко сообщил о предложении РПЦ о включении в штат вооружений и боевой техники Воздушно-десантных войск России мобильных «надувных храмов-палаток», которые можно будет десантировать с самолетов.

И вот потрясающее видео о десантировании и развертывании надувной молельни:

Но этот аэро-храм - не ноу-хау! Уже давно по мере технических средств - кто на арбе, кто на оленях - старается донести слово (и все необходимые для этого слова инструменты). Только вот раньше-то священники все необходимое носили в котомке, но сейчас дела - круче, да и народец по-ослаб - не унести все-то для отправления таинств. Даже холодильник нужен, ну и дизель-генератор (стало быть!). Без этого - никак!

Исторические факты по мобилизации храмов в России и в мире - см. ниже...
* * * 
28.03.2013
В Рязани священники-десантники впервые десантировали аэромобильный храм. Представители Минобороны пояснили, что в армию с каждым годом попадает все больше новобранцев, считающих себя православными. В этих условиях присутствие священника и возможность помолиться и причаститься приобретает большое значение. Главный священник ВДВ отмечает, что необходимость наличия храма в войсках отвечает специфике религии.

В Рязанской области успешно завершились двухдневные учения Воздушно-десантных войск по десантированию полкового мобильного храма. Военнослужащие-десантники участвовали в учебно-тренировочном сборе совместно с военными священниками. Официальный представитель Воздушно-десантных войск полковник Александр Кучеренко рассказал, что в среду с парашютом прыгали капелланы, а в четверг был успешно десантирован храм.

«Священники в среду (27.03.2013) совершили два учебно-тренировочных прыжка с парашютом из самолета Ан-2 и сегодня (28.03.2013) успешно десантировались из самолета Ил-76 вслед за платформой, на которой десантировался храм», — уточнил Кучеренко.

Затем священники вместе с десантниками на месте собрали храм.

* **
Мобильная церковь представляет собой большую надувную палатку на специальной парашютной платформе П-7, которая используется для военной техники и грузов. К палатке прилагается церковная утварь, в том числе алтарь, иконы и другие предметы, необходимые для отправления богослужений. Вся утварь завернута в поролон, чтобы ничего не разбилось при десантировании. Иконы в храме ВДВ также отвечают специфике ситуации: они изготовлены на баннерной ткани.
В ВДВ отметили, что развертывание «летучего» храма, которое проводилось впервые, прошло согласно штатным нормативам. Кучеренко объяснил, что подобный мобильный храм на базе автомобильного прицепа священники с военными разворачивают за 5—7 минут. По словам полковника, рабочее место капелланов-десантников довольно внушительное: размеры палатки 8 м на 20 м.
Заведующий сектором ВДВ в Синодальном отделе РПЦ по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями священник Михаил Васильев (то бишь, Главпоп ВДВ) рассказал «Газете.Ru», что десять служителей РПЦ регулярно прыгают с парашютом.
«Это форма добраться до паствы, которая состоит из десантников. Часто они оказываются в таких местах, куда Макар телят не гонял. И мы, священники, нуждаемся в способах доставки туда», — пояснил отец Михаил.
Протоиерей отметил, что капелланы служат для армии, помогая солдатам «обретать смысл в нелегком и опасном деле служения отечеству в армии».
Впервые о планах по созданию десантируемых православных храмов для ВДВ стало известно в марте 2012 года. Тогда Минобороны заявило о предложении со стороны РПЦ по созданию аэромобильных храмов. 

* * *
ТТХ десантируемого православного храма (ДПХ)
  • Десантирование храма из воздушного судна осуществляется при помощи стандартной парашютной платформы для техники ВДВ - П-7.
  • Храм состоит из двух частей: палатки с небьющейся церковной утварью, иконами, святой водой и свечами, и прицепа с модулем жизнеобеспечения.
  • Модуль обеспечения содержит: дизель-генератор 6 кВт, холодильник и кондиционер, которые создают специальные условия для хранения церковной утвари. А также кинобудку, кинопроектор, колонки и другие аксессуары.
  • Боевой расчет ДПХ состоит из одного попа и нескольких бойцов.
  • Время развертывания и свертывания мобильного храма 5 минут. Башенка с луковицей выдвигается приводами, как ракета. Внутри всё раскладывается и раздвигается.
  • Количество одновременно психически обрабатываемых бойцов - до 1200
Парашютная платформа П-7

Назначение : Парашютная платформа П-7 предназначена для парашютного десантирования боевой техники и воинских грузов массой от 2000 до 6750 кг (полетной массой от 3750 до 8500 кг) с самолетов ИЛ-76, АН-12, АН-22, Ан-70.
* * *
См. также:
* * *
В феврале 2013 года мобильный храм на шасси автомобиля «КамАЗ» был представлен рязанским десантникам.
 

Священник Михаил Васильев утверждает, что в армии и до революции были и храмы, и священники, а представитель Минобороны Кучеренко отметил, что необходимость священнослужителей в войсках растет год от года. «По статистике, в процентном соотношении каждый год увеличивается процент призывников, которые считают себя верующими. По данным двух последних призывов, такое количество новобранцев доходят до 90%», — отметил Кучеренко.
Помимо православных в рядах Российской армии есть представители других вероисповеданий, но, по словам священника, у мусульман и иудеев нет острой необходимости в храме: «Для мусульман и иудеев храм не нужен, они совершают молитву на всяком месте, для этого нужен только коврик. Нам для совершения церковных треб и таинств нужна куча специфических предметов. Это специфика религии».
* * *
Интересная конструкция (вероятно, находится в разработке) представлена здесь:
Эта модификация - на другой платформе.
* * *

Православные передвижные храмы.

Передвижные церкви на гужевой тяге

Первая православная передвижная (походно-улусная) церковь во имя Воскресения Христова была построена в 1724 г. для принявшего православную веру внука калмыцкого хана Аюки-хана Баксадая-Дорджи (Петра Тайшина). Он получил в подарок от Петра Первого, бывшего его восприемником при крещении, походно-улусную церковь, построенную по личному рисунку императора. В 1725 году ее освятили во имя Воскресения Христова и, снабдив положэнной церковной утварью, отправили в кочевья Тайшина. Для руководства походно-улусной церковью к ней прикрепили знающего калмыцкий язык иеромонаха Н. Ленкевича и в помощь к нему"... ученых пять человек".                http://seminaria.bel.ru/
В конце XIX — в начале XX в. в малонаселенных частях России, например в Олонецкой губернии, были распространены передвижные церкви. Богослужение при этом проходило не в самой церкви, в заранее приготовленном доме и продолжалось 2-3 дня.
В то же время, в конце XIX века царь и Священный Синод решили привнести технические новшества в работу над донесением слова Божьего туземцам страны. Так появились передвижные церкви на основе железнодорожного вагона и парохода.

Вагоны-церкви

С развитием железнодорожного транспорта в России появились первые вагоны-церкви. Вначале это были сборные церкви, перевозимые по железной дороге, а к 1890 г. появились и специальные вагоны-церкви.
В 1895 году был сдан на Путиловском заводе в Петербурге, а в 1896 году освящён вагон-церковь для работы на Западно-Сибирской и Средне-Сибирской железных дорогах. Снаружи он был окрашен синим лаком с резной позолоченной отделкой из желтого дерева – тика, не поддающегося гниению и влиянию погоды. Над входом была устроена звонница, увенчанная крестом с тремя колоколами, к колокольне поднималась большая железная лестница с платформы. Церковь-вагон обошёлся в 30 тыс. рублей (финансировала проект семья Романовых и Путиловский завод), из которых 20 тыс. – внутренняя отделка. До 1917 года вагон курсировал в основном в Сибири. Вот как он выглядел:
Были вагоны-церкви и на Николаевской, Закаспийской, Среднеазиатской, Мурманской железных дорогах. С 1898 года работал Церковь-вагон Полесских дорог Виленской епархии.
В 2000 г. в капитально отремонтированном на Воронежском вагоноремонтном заводе вагоне была открыта передвижная церковь-вагон в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» (Путеводительница). В настоящее время вагоны-церкви работают на Северной, Октябрьской, Восточно-Сибирской и других железных дорогах.
В 2002 году руководство ОАО «Российские железные дороги» передало в дар Новосибирской епархии вагон-церковь во имя святителя Николая Мирликийского. В 2005 году Восточно-Сибирская железная дорога передала в дар Иркутской епархии вагон-церковь, освященный во имя Святого Иннокентия.

Существуют также специальные вагоны-храмы для перевозки частей мощей православных святых для поклонения верующих в различных городах России.

Кроме того, имеются вагоны-церкви и у других епархий Русской православной церкви.
Дальше – больше. В путь по современной России отправились железнодорожные вагоны-храмы. Их уже больше десятка, они курсируют по всей стране:




Плавучие храмы

Первый плавучий православный храм в России был создан на Волге по предложению астраханского мещанина Н. Е. Янкова в 1910 году — это был переоборудованный пароход-буксир «Пират», построенный в Англии в 1858 году. Плавучая церковь получила имя cвятителя Николая Чудотворца.
Эта плавучая церковь была построена на деньги астраханского купечества, и в основном занималось миссионерской деятельностью в низовьях Волги, окормляя калмыков и казахов. Вот этот пароход:

Интересно, что первый плавучий храм, появившийся в 2004 году в Волгограде, был создан на основе большого десантного корабля «Олекма». Взаимовыгодный обмен между РПЦ и Минобороны получается – первые им крест животворящий, вторые в обмен – технику. По предложению митрополита Германа он был назван «Отец Веренфрид» в честь голландского священника Веренфрида Ван Страатена — одного из самых известных католических благотворителей ХХ века. Есть у этого храма и второе, неофициальное название – им. Святого Владимира Высоцкого. Дело в том, что плавучая церковь попала в руки либерального священства, и то украсило корабль образами российской интеллигенции и цитатами из их творчества. Вот как выглядит плавучая церковь «имени святого Владимира Высоцкого»:




А это другие плавучие храмы. «Святитель Иннокентий» (на базе плавдебаркадера), «Святитель Николай» (на базе баржи), «Князь Владимир» (на базе буксира). В Новосибирске действует плавучая церковь «Святой апостол Андрей Первозванный», совершающая рейсы по Оби. Суда «Святой Николай», «Атаман Атласов», «Владыка Зосима» (катер «Портовик №10») работают в качестве плавучих церквей в Якутии на реках Лена, Алдан и Вилюй. В России плавучих храмов не менее двух десятков. Некоторые их образцы:


Существуют также походные храмы для военных моряков на кораблях Военно-Морского флота России, например с 2011 г. существуют походные воинские храмы на Тихоокеанском флоте — во имя святого великомученика Георгия Победоносца на подводной лодке «Георгий Победоносец», мобильная часовня на подводной лодке «Челябинск», особенностью этих храмов является то, что по соображениям безопасности на подлодках нельзя зажигать свечи. На Балтийском флоте 12 октября 2011 г. святейший патриарх Московский и всея Руси Кириллом был освящен походный воинский храм (иконостас) во имя святого апостола Андрея Первозванного для корвета «Сообразительный».
В 2008 году был освящен походный храм во имя святого преподобного воина Феодора Ушакова четырехмачтового парусника «Крузенштерн».

В создании мобильных церквей принимает участие и «креативный класс». Вот, к примеру, как выглядит предложение дизайнеров о создании плавучего храма:
«Нами предлагается проект плавучей деревянной часовни, курсирующей по Волге и Свияге близ острова Свияжск. Проектируемая часовня посвящается св.Христофору.
Она может совершать крестный ход вокруг легендарного острова, рейды по Волжско-Свияжскому бассейну и Куйбышевскому водохранилищу, причаливая к монастырям и сёлам, расположенным по их берегам, служить «мобильным ритуальным объектом» в День речника и при открытии навигации. На острове Свияжск кладбища никогда не было, поэтому плавучая часовня может выполнять роль своеобразной «ладьи Харона», перевозящей усопшего островитянина на кладбище, расположенное на правом берегу устья Свияги».

Передвижные церкви на базе автомобилей

Передвижные церкви в первой половине ХХ века были обыденностью для многих иммигрантских стран – США, Канады, Австралии. Это и понятно: на новых землях переселенцы не всегда успевали возвести храм, прежде чем там начиналась хозяйственная деятельность. Вот некоторые образцы таких передвижных церквей, 1920-1940-х годов:

Но в наше время мобильные храмы остались уделом чудаков, да пасторов-одиночек, чаще всего представляющих какую-либо новую церковь в лице самого себя. Вот американский чудак по кличке The Best Man, а по настоящему имени пастор Даррел Бест. Он создал передвижную церковь на базе автомобиля «American la France» 1942 года выпуска. На нём он колесит по Среднему Западу США и специализируется на венчании молодожёнов. Часовня напичкана всем необходимым для процесса бракосочетания – кроме ленточек, сердечек и ангелочков в автомобиле имеется функционирующий орган, витражи, алтарь, две скамейки:
Не то в России – здесь стремительно возрождается практика XIX века: большие, передвижные церкви. Этим шагом РПЦ словно бы намекает всем нам, что россияне снова превратились в туземцев (навроде орочей, эвенков и калмыков образца столетней давности), и их снова надо вести к слову Божьему.

В 2003 году появились храмы Архистратига Михаила и прочих честных Небесных Сил бесплотных на базе автомобильного прицепа производства Донецкого автозавода, а также Покрова Пресвятой Богородицы на базе троллейбусного прицепа.
В 2006 году создана «церковь на колёсах» во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник» Оптиной пустыни.
В 2006 г. создана сборная церковь в честь праздника «Покрова Пресвятой Богородицы» для передачи в дар сербскому народу.
В 2009 году на базе автомобиля «Камаз» был создан передвижной военно-полевой храм для российской армии.
В 2011 году на базе автомобиля ЗИЛ-131 для нужд верующих заключенных Красноярского края был создан передвижной храм во имя священномученника Амфилохия, епископа Красноярского.
В 2011 году был освящен храм Сыктывкарский и Воркутинский епархии в честь Архистратига Божиего Михаила на базе прицепа. Он был создан для нужд верующих, проживающих в труднодоступных местах республики Коми.


Наиболее многочисленны передвижные церкви на базе грузовиков. Причём у РПЦ есть устойчивый спрос на такие агрегаты – это российская армия. С утверждением Сердюкова на посту министра обороны была развита бурная деятельность по снабжению частей мобильными храмами. «Сейчас в рамках реформирования Вооружённых сил России предусмотрена одна штатная должность для военных священников — помощник командира бригады по воспитательной работе», – объяснялось пропагандистами Минобороны. А раз есть священник – штатная единица, как он может работать в армии без храма? Инженеры в спешке стали создавать различные модификации церквей – надувные, полевые, наконец, мобильные.

Первый автохрам в честь покрова Пресвятой Богородицы был изготовлен по заказу Московской епархии в 2006 году. Второй — на базе автомобиля КамАЗ — в 2008-м.

«Третий тип передвижного храма коренным образом отличается и от первой, и от второй модели, утверждает проектировщик Юрий Ерёмин.- Во-первых, установлены немецкие мосты BPW, для его перевозки подходят все виды тягачей. Во-вторых, механизм раскладывания стал ещё проще: теперь, чтобы развернуть конструкцию, достаточно двух человек. В-третьих, удалось существенно увеличить пространство — общая площадь храма более 55 квадратных метров, а вместимость — 120 человек! В фургоне хватило места для священнической кельи, умывальника, водонагревателя, автономной аккумуляторной батареи. В самом храме располагается алтарь с иконостасом. Все иконы, подсвечники и другая утварь прочно крепятся к стенам и полу, а купол с крестом опускается внутрь. В новом варианте мобильного храма продумана система вентиляции, а купол выполнен из высококачественных материалов с покрытием титана под золото. В полевых условиях его обслуживают 6 человек: священник, дьякон, пономарь и трое певчих», – радовались пропагандисты и агитаторы.

«Этот мобильный алтарь в общей сложности обошелся в 2 млн. 400 тыс. рублей… Будем строить и дальше. В идеале такой алтарь должен быть в каждой дивизии или бригаде». Вот некоторые образцы таких мобильных церквей в составе российской армии:





Мобильный десантируемый храм на шасси автомобиля "Камаз":


Окормлением армии дело не закончилось. Идея передвижных церквей так понравилась РПЦ, что она дала добро на их создание и для мирян. Так начали появляться мобильные храмы на основе автобусов и газелей. Вот эти образчики:




Самолеты и вертолеты

Православная церковь для проведения богослужений (крестные ходы) использует также арендованные у авиакомпаний самолеты и вертолеты, оборудованные храмовой утварью.

Десантируемые мобильные храмы

В марте 2012 года официальный представитель управления пресс-службы Минообороны по ВДВ Александр Кучеренко сообщил о предложении РПЦ о включении в штат вооружений и боевой техники Воздушно-десантных войск России мобильных «надувных храмов-палаток», которые можно будет десантировать с самолетов.
Кроме православных мобильных храмов существуют и передвижные храмы в других христианских конфессиях, например в протестантизме. В иудаизме и исламе подобия передвижных церквей служат для целей ознакомления с основами религий.

* * *

Голландский философ Фрэнк Лос (Frank Los) придумал надувную церковь Transparent Church, которую можно возвести в любом уголке земного шара и при любых условиях: на фестивалях, частных вечеринках и прочих массовых мероприятиях.
Надувная церковь легко помещается в багажнике автомобиля и в разобранном состоянии вмещает в себя около 30 прихожан.
* * *

Комментариев нет:

Отправить комментарий