Волчий Заступник, Егорий зимний, Егорий
осенний, Егорий с мостом, Юрий холодный, Юрий зимний, Юрьев-день,
Георгий-Победоносец.
Его́рий зи́мний (Юрьев день, серб. Ђурђиц) — день народного календаря славян, отмечаемый 26 ноября (9 декабря). Считалось, что в этот день «Егорий отпускает на волю волков» и они могут нападать на всякий скот.
К. Лебедев. «Крестьянин уезжает от помещика в Юрьев День».
По церковному календарю.
Из легенды известно о победе Георгия над змеем, которого никто не мог одолеть.
Подвиг святого запечатлен на множестве икон. С XIV века изображение
Георгия Победоносца на коне становится сначала эмблемой Москвы, а затем
появляется на гербе города.
Осенний Юрьев день — только русский праздник
9 декабря Русская православная церковь отмечает день святого
великомученика Георгия Победоносца. Именно с этим днем связана известная
народная поговорка: "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день". В этот день —
точнее, за неделю до и за неделю после него — в средневековой Руси
крепостные крестьяне могли переходить от одного землевладельца к
другому. Отмена этого порядка при царе Федоре Иоанновиче стала одним из
знаков усиления крепостного гнета.
Осенний Юрьев день (по старому стилю 26 ноября) был в те времена
датой, окончательно подводившей итог полевым работам. Весь урожай
собран, озимые посеяны, и наступает долгая зима. "Цыплят по осени
считают", говорит другая поговорка, но считали "по", то есть "после"
осени не только цыплят. В конце осени и начале зимы крестьяне
рассчитывались с помещиками и с государством по всем денежным и
натуральным налогам. А после уплаты всех положенных сборов могли с
оставшимися припасами отправляться искать новую землю.
Этот порядок был установлен при Иване III Великом, когда русское
государство начало прирастать новыми территориями. Массовое переселение
крестьян на окраины государства могло повлечь за собой разорение
хозяйств центральной России и подорвать помещичье землевладение. Однако
заселение новых земель также было выгодно государству, и в новом
общерусском своде законов — "Судебнике" 1497 года — великий князь
закрепил: крестьяне могут уходить, но только рассчитавшись по всем своим
обязательствам. Когда Иван IV Грозный в 1550 году упорядочивал
законодательство и издал новый "Судебник", право осеннего перехода
крестьян было еще раз подтверждено, причем особо оговаривалось, что
помещик не имеет право задерживать крестьян, уплативших все положенные
налоги и пошлины. Однако в конце своего правления Иван Грозный несколько
раз объявлял "заповедные лета", то есть годы, в которые переход
запрещался. Уход населения на недавно завоеванные земли среднего и
нижнего Поволжья заставлял власти усиливать крепостную зависимость. В
1590-х годах царь Федор, сын Ивана Грозного, окончательно запретил
переход крестьян на другие земли. "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день",
говорили крестьяне, собиравшиеся, да так и не собравшиеся уйти от своего
хозяина.
Сам же осенний день памяти Юрия-Георгия — чисто русский праздник, в других православных
Церквах его нет. Память мученичества воина Георгия, пострадавшего за
веру во Христа при императоре Диоклетиане, отмечается весной, 6 мая по
новому стилю. У многих православных народов, в частности, у южных
славян, Георгий считается особым покровителем земледельцев. Кроме всем
известного и отображенного на гербе Москвы убийства змея, святой
почитался и за другое чудо. Однажды он встретил бедного крестьянина, у
которого пал единственный вол, и своей молитвой упросил Господа оживить
этого вола. Победа над змеем также толковалась крестьянами как
возможность молитвы святому Георгию для защиты от ядовитых змей,
кусающих скот, а также и вообще от хищных животных.
Имя "Георгий" или "Юрий" стало распространенным на Руси еще с Х века.
Сын святого князя Владимира, крестителя Руси, Ярослав Мудрый, в
крещении был наречен Георгием. В честь своего святого покровителя
Ярослав построил Георгиевскую церковь в Киеве, Юрьев монастырь в Великом
Новгороде, а также основал город Юрьев в Прибалтике. Киевская
Георгиевская церковь несколько раз разрушалась и перестраивалась в
Средние века, а окончательно была уничтожена в 1934 году. Сейчас о ней
напоминает только название Георгиевского переулка в Киеве, недалеко от
Золотых ворот. Город Юрьев теперь находится на территории Эстонии и
переименован в Тарту. А Юрьев монастырь в Великом Новгороде действует и
является одной из главных достопримечательностей этого древнего города.
Осенний "Юрьев день", праздник святого Георгия отмечается в России именно со времен Ярослава Мудрого — в этот день в 1051 году была освящена киевская церковь.
Так как Святого Георгия в народе также называли Егорием, в народе появился ещё один новый фразеологизм — «объегорить», означающий «обмануть, надуть, не выполнить своего обещания».
Стойкость молодого воина
Георгий родился в городе Белит (Бейрут) в III-м столетии от Р.Х. Его родители были богаты и, несмотря на гонения на христиан, воспитали сына в христианской вере. Георгий рос сильным, красивым и храбрым юношей. Подобно многим своим сверстникам, он поступил на военную службу к императору Диоклетиану (284-305 гг. по Р.Х.) и вскоре заслужил уважение и расположение правителя Римской империи.
Однако император устраивал жестокие гонения на христиан, заставлял верующих поклоняться римским богам, а тех, кто отказывался, приказывал убивать или подвергать мучительным пыткам. Что было делать юному Георгию, который находился в подчинении у такого человека? Хорошо, если начальник - христианин или хотя бы терпимо относится к вероисповеданию подчиненного. Но как поступить, если он преследует твоих единоверцев?
Не дай Бог ради сохранения должности и повышения перейти на его сторону. Можно, конечно, тихо продолжать делать свою работу, пока гнев начальника не коснулся тебя лично. А можно поступить, как Георгий.
Однажды он услышал, как в суде оглашали приговор об истреблении христиан. В душе Георгия поднялось чувство сострадания к ним: жалко людей, которым грозит гибель, а тут речь шла о его единоверцах, братьях и сестрах во Христе! Георгий владел большим имением и многочисленными рабами. Следуя завету Христа, он даровал невольникам свободу, раздал все деньги бедным и, имея доступ ко двору, пошел прямо к императору. Юноша обличил Диоклетиана в жестокости и несправедливости и объявил, что он, один из любимцев правителя, такой же христианин, как и те, кого преследовал император.
Наверное, поступок Георгия, не просто поставивший крест на его карьере, но и грозивший ему смертью, непонятен не только многим его современникам-нехристианам, но и тем, кто живет сейчас. Молодого человека пытались уговорить отречься от Христа, но даже после многочисленных пыток Георгий не поддался на уговоры. Что значила для него престижная должность и даже жизнь по сравнению с Небесным Царством и верностью Богу?
Убедившись, что Георгий от Христа не отречется, император велел отрубить ему голову. Это произошло в 303 году в Никомидии.
За мужество и духовную победу над мучителями, а также за чудодейственную помощь людям в опасности великомученика Георгия называют Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, также посвященном ему.
Чудо о змие
Наверное, каждый видел изображение св. Георгия, который сидит на белом коне и копьем поражает извивающегося на земле змия. Это изображение иллюстрирует событие, которое произошло уже после смерти святого Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий, в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал местных жителей. Чтобы утолить голод змия, местные жители начали регулярно отдавать ему на съедение юношу или девушку, которых выбирали по жребию. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, и она в ужасе стала ожидать появления змея.
Когда зверь стал приближаться к ней, вдруг появился светлый юноша на белом коне. Всадник поразил змея копьем и спас девушку. Этот юноша был святым великомучеником Георгием. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.
Чудо Георгия о змие, как называют этот рассказ, очень напоминает многочисленные фольклорные рассказы разных стран мира о богатырях и героях, которые сражаются с чудовищем и побеждают его. Но при всем этом сходстве победа святого над змием была скорее духовной, чем физической. Недаром изображение поражающего змея героя часто объясняют иносказательно: царевна, спасенная св. Георгием, символизирует Церковь, а змей - язычество. Изображение Георгия Победоносца на коне также символизирует победу над дьяволом - «древним змием».
Победа над драконом, а также тот факт, что по профессии св. Георгий был воином, послужили причиной почитания его покровителем воинства.
Славянские традиции
С Егория волки могут хаживать возле дворов, а если повезёт, то и скороминку ухватить. У восточных славян считалось, что волки распущены и нападают на всякий скот с осеннего Юрия, который им «отмыкает» пасть.
В этнографической литературе встречаются единичные описания аграрных
обрядов осеннего Егорьева дня. Одно из них было сделано рязанским
этнографом Н.И. Лебедевой в 1920-е годы в с. Стафурлово Екимовской волости.
Здесь на осенний Егорьев день молодёжь с каждого двора собирала по два
«коня» (обрядовая выпечка). Собранные «кони» относились в поле, где все
обращались к святому: «Егорий милостивый! Не бей нашу скотину и не ешь.
Вот мы тебе принесли коней!» Принесённые «кони» закапывались здесь же в
поле, в снегу.
В стародавнюю пору существовало местами поверье о том, что будто бы
некоторые, особенно расчётливые люди — «из-за своей скупости» — ложились
26-го ноября (по ст. ст.) в гроб-домовину и засыпали по-медвежьему
вплоть до самого вешнего Юрия тёплого.
Егорий зимний — хранитель скота, повелитель воинов.
Не напрасно существует так много высказываний о звере рыскучем.
Волки на Егория хаживают возле дворов, норовят скороминку ухватить.
Лют волк, озирается и не поджав хвост уходит в лес, а зная свое
дело, с достоинством, не спеша. И знают опытные охотники: в
схватке один на один кидается волк на ружье со смехом звериным,
ловца валит.
В народных представлениях Егорий-змееборец наделён способностью
отвращать змей от человека и домашних животных.
Из древности идёт утверждение: некоторые мужики болеют и сохнут
на Егорьев день. Потому что не приложивший своей мужицкой твердыни
к жизни, не стоявший один на один перед зверем рыскучим, перед
врагом чужедальним, не поборовший ни разу бурного речного течения,
ушедший в сторону от заступничества своего рода – лишается образа
и подобия мужского. В глазах окружающего мира он становится
уязвимым духом, хилеет, слабеет телом, нет от него проку в хозяйстве.
Чтобы в такого, о котором в старину говорили: «ни рыба ни мясо»,
характер мужиковый вдохнуть, в старину в русской печи растапливали
в кубце волчий жир, ставили мужика в бане под дубовый веник,
а потом растирали его приготовленным снадобьем. Да сряжали на
охоту или рыбную ловлю. Дух зверя, рыбы – это дух мужицкого
промысла. Мужик-корень. Вот прозвание истинного мужика.
В стародавнюю пору существовало местами поверье о том, что будто
бы некоторые, особенно расчётливые люди – «из-за своей скупости»
– ложились 26-го ноября в гроб-домовину и засыпали по-медвежьему
вплоть до самого вешнего Юрия тёплого (23 апреля).
Поговорки и приметы
Егорий зимний — охранитель скота, повелитель волков. Волк начинает ходить за добычей. С Егория медведь в берлоге засыпает, а волки жмутся к деревенским задворкам. Что у волка в зубах — то Егорий дал.
Волк воет у жилья — к морозу.
Если до Егорьева дня бывает иней, то сев
овсов в будущем году окончится до Егорьева дня.
В Юрьев день ходили
слушать воду в колодцах: коли тихо, не волнуется — зима будет тёплая,
послышатся звуки – ожидай сильных вьюг и морозов.
К Егорьеву дню обивают
двери войлоком или рогожками, конопатят окна и погреба (Тамбовская
губ.). Сколько на осеннего Юрия снегу, столько на весеннего — травы
(белорус.). Судила Маланья на Юрьев день, на ком справлять протори.
Весной Георгий с летом, Никола с кормом; в осень – Георгий с мостом, Никола с гвоздём.
Если на Егория зимнего выпадет много снега, то на весеннего будет трава.
Как обустроена медвежья берлога?
Все знают, что в конце осени, до того момента, пока выпадет первый
снег, медведь ложится спать до весны. А вот как обустроена берлога
медведя, знают далеко не все. А ведь это очень интересно!
Оказывается, медведь – не только отличный строитель. Это животное
обладает хорошей интуицией. Он умеет чувствовать, какая будет зима.
Накануне зимы, он выбирает место для берлоги. Если зима предполагается
.сырая и теплая, то косолапый ищет сухое место для берлоги вблизи воды.
Прогнозируя холодную морозную зиму, мишка строи берлогу в болоте на
кочке. Иногда он может уйти далеко от места постоянного жительства, чтоб
найти небольшой островок среди болота, сухую вырубку или выгоревшую
просеку.
Берлогу медведь часто обустраивает в ямах. В случае отсутствия
таковых медведь может вырыть углубление сам, лечь спать в расщелинах
скал или в разрытом муравейнике. На дно лежбища косолапый укладывает
подстилку. Для этого он использует мох и ветви елей, кору деревьев и
сено. Количество и толщина подстилки зависит от места расположения
берлоги. Весной это спасет от таящей воды. На болото зверь приносит
подстилки больше, чем на сухое место.
Размер берлоги зависит от того, сколько зверей в ней будет зимовать.
Обычно зверь один ложится в зимнюю спячку. И лишь в редких случаях
медведица укладывается спать вместе с прошлогодним медвежонком. Тогда
берлога делается значительно больше обыкновенной. Беременная медведица
делает берлогу глубже, чем самец.
Зимой берлогу заметает снегом. Остается небольшое отверстие для
поступления чистого воздуха. В своем уютном доме медведь проспит до
самой весны.
Нередко в зоопарках прибегают к горизонтально направленному бурению для создание искусственных берлог. Бурение производят в хорошо утрамбованной почве с дополнительными опорами. Это позволяет медведям окунутся в естественную среду обитания.
Нередко в зоопарках прибегают к горизонтально направленному бурению для создание искусственных берлог. Бурение производят в хорошо утрамбованной почве с дополнительными опорами. Это позволяет медведям окунутся в естественную среду обитания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий