На Климента любое важное дело начинать можно было только натощак.
Бабы прясть садились у окна — от белого снега и в светлице светлее становилось.
На Климент зима клин клином вышибает, слезу у мужика морозом из глаз гонит. С этого времени наступает пора сильных морозов.
На Климента мороз насыпал белых роз. Обычно этот день бывает морозным, а потому говорят: Климент у мужика слезу гонит.
В этот день в ригах продолжали молотить хлеб, а женщины садились поближе
к оконцам с веретеном и прялкой, так как от снега становилось светлее в
горницах.
"Если полевые мыши на деревню двинулись - жди холодную зиму".
"Если полевые мыши на деревню двинулись - жди холодную зиму".
Священномученик Климент, апостол от семидесяти, 4-й папа Римский,
родился в Риме в богатой и знатной семье. Силой обстоятельств с детства
разлученный с родителями, Климент воспитывался у чужих людей. Живя в
Риме, юноша получил прекрасное образование, был окружен роскошью,
приближен к императорскому двору. Но его не радовали утехи, языческая
премудрость не увлекала его. Он стал задумываться над смыслом жизни.
Когда в столицу дошли вести о Христе и Его учении, святой Климент
оставил дом и имение и отправился в те земли, где проповедовали
апостолы.
В Александрии Климент встретил святого апостола
Варнаву, слова которого слушал с глубоким вниманием, всем сердцем
воспринимая силу и истину Слова Божия. Прибыв в Палестину, святой
Климент принял Крещение от святого апостола Петра и стал его ревностным
учеником и постоянным спутником, разделяя с ним его труды и страдания.
Святой апостол Петр незадолго до своих страданий рукоположил святого
Климента во епископа города Рима. После кончины апостола, а за ним
святого Лина, епископа Римского (67–79), и его преемника, святого
епископа Анаклета (79–91), на Римской кафедре находился святой Климент
(с 92 по 101 год).
Добродетельная жизнь, милосердие и
молитвенный подвиг святого папы Климента обратили многих ко Христу. Так,
однажды в день Пасхи им были крещены сразу 424 человека. Среди крещеных
были люди всех сословий: рабы, правители, члены императорской семьи.
Язычники, видя успехи его апостольской проповеди, донесли на святителя
Климента императору Траяну (98–117), обвинив святого в том, что он хулит
языческих богов. Император изгнал святого Климента из столицы, отправив
его в Крым, на работы в инкерманские каменоломни недалеко от города
Херсонеса. Многие из учеников святителя последовали за ним, предпочтя
добровольное изгнание разлуке с духовным отцом. Прибыв на место ссылки,
святой Климент встретил много верующих христиан, осужденных работать в
тяжелых условиях, совершенно без воды. Он помолился вместе с
осужденными, и Господь в образе Агнца явил ему место источника, из
которого излилась целая река. Это чудо привлекло к святителю Клименту
множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников
обращались ко Христу. Каждый день крестилось по 500 человек и более. И
там, в каменоломнях, был вырублен храм, в котором он священнодействовал.
Апостольская деятельность святого вызвала гнев императора Траяна, и он
приказал утопить святого Климента. Мученика ввергли в море с якорем на
шее. Это произошло в 101 году.
По молитвам верных учеников
святителя, Корнилия и Фивы и всего народа море отошло, и люди нашли на
дне в нерукотворном храме («Ангельской церкви») нетленное тело своего
пастыря. После этого ежегодно в день мученической кончины святителя
Клименты море отступало и в течение семи дней христиане могли
поклоняться святым его мощам. Только в IX веке, во время царствования
Константинопольского императора Никифора (802–811), по Божиему
попущению, мощи святого Климента стали недоступны для поклонения на 50
лет.
При императоре Михаиле и матери его Феодоре (855–867)
Херсонес посетили равноапостольные Кирилл и Мефодий. Узнав о сокрытых
мощах святого Климента, они побудили епископа Херсонесского Георгия к
соборной молитве ко Господу об открытии мощей священномученика. После
соборного служения святых Кирилла и Мефодия и прибывшего с ними из
Царьграда духовенства и усердной молитвы всех собравшихся на поверхности
моря в полночь чудесно появились святые мощи епископа Климента. Их
торжественно перенесли в город в церковь святых Апостолов. Часть мощей
была принесена святыми Кириллом и Мефодием в Рим, а святая глава
впоследствии принесена в Киев святым равноапостольным князем Владимиром
(† 1015) и положена в Десятинной церкви вместе с мощами святого Фивы,
где был устроен придел во имя святого Климента. Память священномученика
свято чтится в России. Издревле ему посвящались многие храмы.
Святитель Климент, которого относят к мужам апостольским, оставил нам
духовное наследие – два послания к Коринфянам – первые после писаний
святых Апостолов письменные памятники христианского учения. (Они изданы в
русском переводе в «Писаниях мужей апостольских».)
* * *
Живший задолго до разделения церквей, Святой Климент Римский
одинаково почитается и православной, и католической церквями. Св.
Климент пользовался широким почитанием на Руси; ему посвящены значительные храмы в Москве (Церковь Климента, папы Римского), Торжке и иных местах. Связано это с тем, что мощи папы Климента были обретены, по преданию, святым равноапостольным Кириллом (по некоторым источникам, совместно с братом — святым равноапостольным Мефодием) в крымской Корсуни (Херсонесе) около 861. Святой равноапостольный Кирилл лично перевез мощи в Рим и передал папе Адриану II,
где им было устроено небывалое чествование (конец 867 — начало 868
года). Папа Адриан II утвердил богослужение на славянском языке и
переведённые книги приказал положить в римских церквях. Мефодий был
рукоположён в епископский сан. По мнению некоторых авторов, именно
обретение мощей святого Климента освятило в глазах Римской церкви
просветительскую миссию Кирилла и Мефодия среди славян и введение
богослужения на славянском языке. До того среди некоторых богословов
Западной церкви господствовала точка зрения, что хвала Богу может
воздаваться только на трёх «священных» языках (еврейском, греческом и
латинском), поэтому братья были заподозрены в ереси и вызваны в Рим. В
честь обретения мощей святой Кирилл написал на греческом языке краткую
повесть, похвальное слово и гимн. Первые два произведения дошли до нас в
славянском переводе, который имеет надписание «Слово на перенесение
мощем преславнаго Климента, историческую имущи беседу» (ряд
исследователей называет его «Корсунской легендой»). Мощи святого
Климента были перенесены в римскую Базилику Святого Климента. Здесь же был похоронен святой Кирилл, скончавшийся в феврале 869 года.
Часть мощей святого Климента была оставлена в Херсонесе, где
покоилась в резной шеститонной мраморной гробнице, сделанной
византийскими мастерами из проконесского мрамора. После захвата города
князем Владимиром Великим в 988 или 989 году, мощи святого Климента (вместе с мраморным саркофагом) по его приказу были перенесены в Киев, где почивали в Десятинной церкви — первом каменном храме Киевской Руси.
Комментариев нет:
Отправить комментарий