На Климента любое важное дело начинать можно было только натощак. 
Бабы прясть садились у окна — от белого снега и в светлице светлее становилось. 
На Климент зима клин клином вышибает, слезу у мужика морозом из глаз гонит. С этого времени наступает пора сильных морозов.
На Климента мороз насыпал белых роз. Обычно этот день бывает морозным, а потому говорят: Климент у мужика слезу гонит. 
В этот день в ригах продолжали молотить хлеб, а женщины садились поближе
 к оконцам с веретеном и прялкой, так как от снега становилось светлее в
 горницах. 
"Если полевые мыши на деревню двинулись - жди холодную зиму".
"Если полевые мыши на деревню двинулись - жди холодную зиму".
Священномученик Климент, апостол от семидесяти, 4-й папа Римский,
 родился в Риме в богатой и знатной семье. Силой обстоятельств с детства
 разлученный с родителями, Климент воспитывался у чужих людей. Живя в 
Риме, юноша получил прекрасное образование, был окружен роскошью, 
приближен к императорскому двору. Но его не радовали утехи, языческая 
премудрость не увлекала его. Он стал задумываться над смыслом жизни. 
Когда в столицу дошли вести о Христе и Его учении, святой Климент 
оставил дом и имение и отправился в те земли, где проповедовали 
апостолы. 
В Александрии Климент встретил святого апостола 
Варнаву, слова которого слушал с глубоким вниманием, всем сердцем 
воспринимая силу и истину Слова Божия. Прибыв в Палестину, святой 
Климент принял Крещение от святого апостола Петра и стал его ревностным 
учеником и постоянным спутником, разделяя с ним его труды и страдания. 
Святой апостол Петр незадолго до своих страданий рукоположил святого 
Климента во епископа города Рима. После кончины апостола, а за ним 
святого Лина, епископа Римского (67–79), и его преемника, святого 
епископа Анаклета (79–91), на Римской кафедре находился святой Климент 
(с 92 по 101 год).
Добродетельная жизнь, милосердие и 
молитвенный подвиг святого папы Климента обратили многих ко Христу. Так,
 однажды в день Пасхи им были крещены сразу 424 человека. Среди крещеных
 были люди всех сословий: рабы, правители, члены императорской семьи. 
Язычники, видя успехи его апостольской проповеди, донесли на святителя 
Климента императору Траяну (98–117), обвинив святого в том, что он хулит
 языческих богов. Император изгнал святого Климента из столицы, отправив
 его в Крым, на работы в инкерманские каменоломни недалеко от города 
Херсонеса. Многие из учеников святителя последовали за ним, предпочтя 
добровольное изгнание разлуке с духовным отцом. Прибыв на место ссылки, 
святой Климент встретил много верующих христиан, осужденных работать в 
тяжелых условиях, совершенно без воды. Он помолился вместе с 
осужденными, и Господь в образе Агнца явил ему место источника, из 
которого излилась целая река. Это чудо привлекло к святителю Клименту 
множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников 
обращались ко Христу. Каждый день крестилось по 500 человек и более. И 
там, в каменоломнях, был вырублен храм, в котором он священнодействовал.
Апостольская деятельность святого вызвала гнев императора Траяна, и он 
приказал утопить святого Климента. Мученика ввергли в море с якорем на 
шее. Это произошло в 101 году.
По молитвам верных учеников 
святителя, Корнилия и Фивы и всего народа море отошло, и люди нашли на 
дне в нерукотворном храме («Ангельской церкви») нетленное тело своего 
пастыря. После этого ежегодно в день мученической кончины святителя 
Клименты море отступало и в течение семи дней христиане могли 
поклоняться святым его мощам. Только в IX веке, во время царствования 
Константинопольского императора Никифора (802–811), по Божиему 
попущению, мощи святого Климента стали недоступны для поклонения на 50 
лет.
При императоре Михаиле и матери его Феодоре (855–867) 
Херсонес посетили равноапостольные Кирилл и Мефодий. Узнав о сокрытых 
мощах святого Климента, они побудили епископа Херсонесского Георгия к 
соборной молитве ко Господу об открытии мощей священномученика. После 
соборного служения святых Кирилла и Мефодия и прибывшего с ними из 
Царьграда духовенства и усердной молитвы всех собравшихся на поверхности
 моря в полночь чудесно появились святые мощи епископа Климента. Их 
торжественно перенесли в город в церковь святых Апостолов. Часть мощей 
была принесена святыми Кириллом и Мефодием в Рим, а святая глава 
впоследствии принесена в Киев святым равноапостольным князем Владимиром 
(† 1015) и положена в Десятинной церкви вместе с мощами святого Фивы, 
где был устроен придел во имя святого Климента. Память священномученика 
свято чтится в России. Издревле ему посвящались многие храмы. 
Святитель Климент, которого относят к мужам апостольским, оставил нам 
духовное наследие – два послания к Коринфянам – первые после писаний 
святых Апостолов письменные памятники христианского учения. (Они изданы в
 русском переводе в «Писаниях мужей апостольских».)
* * *
Живший задолго до разделения церквей, Святой Климент Римский 
одинаково почитается и православной, и католической церквями. Св. 
Климент пользовался широким почитанием на Руси; ему посвящены значительные храмы в Москве (Церковь Климента, папы Римского), Торжке и иных местах. Связано это с тем, что мощи папы Климента были обретены, по преданию, святым равноапостольным Кириллом (по некоторым источникам, совместно с братом — святым равноапостольным Мефодием) в крымской Корсуни (Херсонесе) около 861. Святой равноапостольный Кирилл лично перевез мощи в Рим и передал папе Адриану II,
 где им было устроено небывалое чествование (конец 867 — начало 868 
года). Папа Адриан II утвердил богослужение на славянском языке и 
переведённые книги приказал положить в римских церквях. Мефодий был 
рукоположён в епископский сан. По мнению некоторых авторов, именно 
обретение мощей святого Климента освятило в глазах Римской церкви 
просветительскую миссию Кирилла и Мефодия среди славян и введение 
богослужения на славянском языке. До того среди некоторых богословов 
Западной церкви господствовала точка зрения, что хвала Богу может 
воздаваться только на трёх «священных» языках (еврейском, греческом и 
латинском), поэтому братья были заподозрены в ереси и вызваны в Рим. В 
честь обретения мощей святой Кирилл написал на греческом языке краткую 
повесть, похвальное слово и гимн. Первые два произведения дошли до нас в
 славянском переводе, который имеет надписание «Слово на перенесение 
мощем преславнаго Климента, историческую имущи беседу» (ряд 
исследователей называет его «Корсунской легендой»). Мощи святого 
Климента были перенесены в римскую Базилику Святого Климента. Здесь же был похоронен святой Кирилл, скончавшийся в феврале 869 года.
Часть мощей святого Климента была оставлена в Херсонесе, где 
покоилась в резной шеститонной мраморной гробнице, сделанной 
византийскими мастерами из проконесского мрамора. После захвата города 
князем Владимиром Великим в 988 или 989 году, мощи святого Климента (вместе с мраморным саркофагом) по его приказу были перенесены в Киев, где почивали в Десятинной церкви — первом каменном храме Киевской Руси.

Комментариев нет:
Отправить комментарий