О человеке, который придумал игру тайно, работая на советское правительство.
Алексе́й Леони́дович Па́житнов (14 марта 1956, Москва), изобретатель игры «Тетрис». Фото: old-dos.ru
30 лет назад в одном из кабинетов Вычислительного центра Академии наук СССР 28-летний выпускник МАИ Алексей Пажитнов создал игру «Тетрис». Тогда он был работником Вычислительного центра Академии наук СССР, где занимался проблемами искусственного интеллекта и распознавания речи. И именно там он в 1984 году разработал свою первую игру, пишет Vice.com.
Это было самое начало перестройки и работа по решению проблем искусственного интеллекта и распознавания речи требовала создания и решения огромного числа головоломок. Они были и остаются излюбленным занятием Алексей Пажитнова. Его любимой игрой в то время была Pentomino Puzzl. В этой головоломке из различных элементов, состоящих из пяти квадратов, нужно было создавать фигуры.
Пажитнов сначала разрабатывал компьютерную головоломку, в которой под действием силы тяжести аналогичные 5-"квадратники" меняли свое положение. Но возможности тех компьютеров были таковы, что задачу пришлось упростить - квадратов стало четыре, а фигуры, составленные из них, падали только вниз, таким образом получился тетрис.
Спустя пару недель вся Москва уже сходила с ума по тетрису. Коллеги Пажитнова помогли перенести игру с «Электроники-60» на IBM PC. История патентования, лицензирования и проникновения тетриса за границы Советского союза является тёмной и запутанной.
По одной из версий, Роберт Стейн, глава британской компании Andromeda, первым попытался приобрести права на игру у самого Алексея Пажитнова. Одновременно с ним Microsoft и Spectrum Holobyte выпустили на рынок первые иностранные версии тетриса. Игра завладела вниманием миллионов. Тогда советское начальство наконец поняло, что тетрис может приносить деньги и свело Роберта Стейна с внешнеторговым объединением «Электроноргтехника». Советская компания достаточно быстро забыла про Пажитнова и продавала права на патент самостоятельно.
Детища Пажитнова не приносило ему доходов до того момента, пока он в 1991 году не перебрался в США, где в 1996 году основал компанию Tetris. Только после этого доходы от продажи лицензии на игру частично стали попадать на счёт разработчика.
Сейчас Алексей, отвечая на вопросы о своей занятости, отвечает, что он не перегружен. Сразу же вспоминает про то, что во времена его работы в «интеллектуальном центре всех академиков Советского союза» ему приходилось приходить на работу к 10:00 утра и уходить глубоко за полночь. И это при условии того, что в кабинете, где работал Пажитнов, рассчитанном на 4-5 человек, иногда одновременно работало до 15 сотрудников.
«У нас не было другого выбора, я делил свой стол с ещё тремя своими коллегами. Иногда мне приходилось оставлять свои дела до более позднего времени просто потому, что мне некуда было сесть!», - смеётся Алексей Пажитнов и добавляет: «Мы просто работали, каждый день, помногу, и по сути, даже не знали, для чего мы все это делаем. Поэтому суть нашей работы обрастала легендами».
Одну из таких легенд Пажитнов связывает с прототипом нынешней Siri, известному пользователям iPhone аудио-помощнику. Якобы, они вели разработку спец-устройств, которые бы позволяли пилотам военных истребителей отказаться от ручного управления и перейти на команды голосом.
В 1996 году Алексей устроился в Microsoft, где под его руководством был выпущен набор головоломок Pandora’s Box, получивший несколько престижных наград. В 2005 году Пажитнов разработал игру-головоломку Hexic, которая вошла в коллекцию игр на Xbox 360. Непосредственно программированием Пажитнов уже давно не занимается, однако до сих пор головоломки – это его любимое занятие, за которым он может провести кучу времени.
Это было самое начало перестройки и работа по решению проблем искусственного интеллекта и распознавания речи требовала создания и решения огромного числа головоломок. Они были и остаются излюбленным занятием Алексей Пажитнова. Его любимой игрой в то время была Pentomino Puzzl. В этой головоломке из различных элементов, состоящих из пяти квадратов, нужно было создавать фигуры.
Пажитнов сначала разрабатывал компьютерную головоломку, в которой под действием силы тяжести аналогичные 5-"квадратники" меняли свое положение. Но возможности тех компьютеров были таковы, что задачу пришлось упростить - квадратов стало четыре, а фигуры, составленные из них, падали только вниз, таким образом получился тетрис.
Спустя пару недель вся Москва уже сходила с ума по тетрису. Коллеги Пажитнова помогли перенести игру с «Электроники-60» на IBM PC. История патентования, лицензирования и проникновения тетриса за границы Советского союза является тёмной и запутанной.
По одной из версий, Роберт Стейн, глава британской компании Andromeda, первым попытался приобрести права на игру у самого Алексея Пажитнова. Одновременно с ним Microsoft и Spectrum Holobyte выпустили на рынок первые иностранные версии тетриса. Игра завладела вниманием миллионов. Тогда советское начальство наконец поняло, что тетрис может приносить деньги и свело Роберта Стейна с внешнеторговым объединением «Электроноргтехника». Советская компания достаточно быстро забыла про Пажитнова и продавала права на патент самостоятельно.
Детища Пажитнова не приносило ему доходов до того момента, пока он в 1991 году не перебрался в США, где в 1996 году основал компанию Tetris. Только после этого доходы от продажи лицензии на игру частично стали попадать на счёт разработчика.
Сейчас Алексей, отвечая на вопросы о своей занятости, отвечает, что он не перегружен. Сразу же вспоминает про то, что во времена его работы в «интеллектуальном центре всех академиков Советского союза» ему приходилось приходить на работу к 10:00 утра и уходить глубоко за полночь. И это при условии того, что в кабинете, где работал Пажитнов, рассчитанном на 4-5 человек, иногда одновременно работало до 15 сотрудников.
«У нас не было другого выбора, я делил свой стол с ещё тремя своими коллегами. Иногда мне приходилось оставлять свои дела до более позднего времени просто потому, что мне некуда было сесть!», - смеётся Алексей Пажитнов и добавляет: «Мы просто работали, каждый день, помногу, и по сути, даже не знали, для чего мы все это делаем. Поэтому суть нашей работы обрастала легендами».
Одну из таких легенд Пажитнов связывает с прототипом нынешней Siri, известному пользователям iPhone аудио-помощнику. Якобы, они вели разработку спец-устройств, которые бы позволяли пилотам военных истребителей отказаться от ручного управления и перейти на команды голосом.
В 1996 году Алексей устроился в Microsoft, где под его руководством был выпущен набор головоломок Pandora’s Box, получивший несколько престижных наград. В 2005 году Пажитнов разработал игру-головоломку Hexic, которая вошла в коллекцию игр на Xbox 360. Непосредственно программированием Пажитнов уже давно не занимается, однако до сих пор головоломки – это его любимое занятие, за которым он может провести кучу времени.
Комментариев нет:
Отправить комментарий