Бонсэки – ландшафт в миниатюре.
(яп. 盆 石 бонсэки) — миниатюрный ландшафт (горы, моря, озера, водопады), изготовленный на плоском поддоне с песком, гравием и мелкими камнями. Это форма японского сада камней (Карэсансуи). Искусство бонсэки пришло в Японию из Китая в XIV веке.
Чтобы придать объём своим работам, мастера используют натуральные камни и другие предметы. По размеру песок и камни подразделяются на 9 групп. Все инструменты (перья птиц, льняные венчики, специальные ситечки и лопатки) и песок хранят в специальных ящиках с отделениями — тансу.
Поднос выбирают в зависимости от задуманного пейзажа. Они бывают прямоугольные, овальные или в форме веера. С помощью самого крупного песка изображают, например, берег реки, а с помощью самого мелкого — водный поток или облака.
Бонсэки — временная композиция, которую создают к свадьбе, Новому
году или церемонии. В современной Японии искусством бонсэки занимаются
около 10 тыс. человек.
* * *
"Бонсэки" – буквально означает «поднос-камень». Это искусство
изображения пейзажей (например, морских или горных) на черном
лакированном подносе с помощью белого песка (кварца) крупного, среднего и
мелкого помола [Икебана и бонсай, 2000: 353]. Не всегда такая картина
на подносе плоская. Мастера "Бонсэки" используют натуральные камни и
другие предметы для придания объема своим произведениям.
История возникновения этого искусства имеет отголоски в Китае. Более
двух тысяч лет тому назад китайский император Ши Хуан-ти захотел
побольше узнать о своей стране. Самому побывать во всех уголках
Поднебесной было невозможно, поэтому из столицы были направлены десятки
образованных людей во все провинции Китая с тем, чтобы изучить местные
условия и достопримечательности, а затем изобразить их в миниатюре. Но
это должны были быть не рисунки, а наглядные макеты, демонстрирующие в
уменьшенном масштабе горы, реки, дома, скот и даже людей. У своего
дворца император велел подготовить широкую мраморную площадку,
напоминающую своими очертаниями карту страны. Вот на этом огромном
стенде и предстояло разместить привезенные пейзажи провинций. Приказ
императора был в точности исполнен, и с тех пор он ввел себе в привычку
каждое утро прогуливаться по площадке, озирая красоты своей страны.
Макеты получили название «пенжин» (penjing). Периодически их обновляли,
внося сезонные коррективы. Затем создание рукотворных пейзажей вошло в
моду, и спустя некоторое время собственные пенжины появились в домах
чиновников, ученых, богатых купцов.
Япония познакомилась с первыми образцами пенжинов много позже, лишь в
начале VII века, когда ко двору императрицы Суйко прибыло посольство из
Китая. Среди многочисленных даров японскому престолу были и пенжины. Их
японцы стали называть по-своему — бонкэй (пейзаж на подносе).
Классические панорамные пейзажи бонкэй изготовляли из глины, камней,
песка и небольших растений, как засушенных, так и живых. Но уже тогда
можно было усмотреть предпочтения отдельных художников в подборе
исходных материалов. Традиция создания миниатюрных пейзажей,
по-видимому, сложилась в Японии в эпоху Муромати (1333-1568), а в эпоху
Эдо (1600-1868) возникли школы «миниландшафтного дизайна» со своими
техниками и правилами. В период Момояма мастер этого течения Сэн Рикю
немного видоизменил технологию и стал более естественно изображать
природу
Бонсэки — пейзажи, изготовленные исключительно из неживого материала:
камней и песка, а также сами камни, в силу своей необычной формы или
текстуры становившиеся объектами любования. Такие камни называли суйсэки
(слово, составленное из двух иероглифов — «вода» и «камень»). Ведь в
отличие от китайских коллекций, куда попадали, как правило, камни с
резко обозначенными гранями, дырами, сколами, углублениями,
напоминающими маленькие гроты, японцы предпочитали более спокойную
фактуру. Им нравились камни, как бы обкатанные водой. Их собирали в
руслах пересохших ручьев, на морском побережье, а также в пустынях, где
суйсэки формировались под воздействием не текущей воды, а сухого ветра,
за многие тысячелетия способного придать камням необычный вид.
Суйсэки ценились не за высокую стоимость образующих их минералов.
Бесконечно ценным и уникальным мог стать простой булыжник. Главное,
чтобы своей формой, цветом, текстурой он напоминал зрителю о чем-то
другом, подчас трудноуловимом, но тревожащем память и чувства. Есть
немало суйсэки, в очертаниях которых можно углядеть контуры горы,
острова, водопада, похилившейся хижины, животного, человека и даже
Будды. Размеры этих камней варьируются от нескольких сантиметров до
нескольких дециметров. Чаще всего суйсэки легко умещается на ладони [Мир
в миниатюре// Япония сегодня, 2005 №9: 18].
Со временем была разработана классификация таких камней. Среди них были
камни-горы (напоминавшие вулканы, горные кряжи, вершины в снежных
шапках), камни-плоскогорья, камни-водопады, камни-предметы (намек на
фигуру человека, животного, птицы, рыбы, насекомого, корабля, моста).
Кроме того, суйсэки различались по цвету (японцам более всего нравятся
оттенки черного), характеру поверхности (особенно ценились камни,
прожилки которых складывались в рисунок цветка), по месту обнаружения.
Параллельно развивалось и искусство бонсэки. Соответствующим образом
расположенные слои песка то создают картину моря, лижущего подножие
каменистого острова, то снегов, засыпающих обледеневшую вершину горы, то
потока, шумно пробивающегося сквозь каменную гребенку речного переката.
Отсюда становится понятным то придирчивое внимание, с которым любители
бонсэки подбирают песок для своих произведений. Как правило, в ходу
девять сортов песка — от крупных зерен до мельчайшей пудры. Пейзажи
бонсэки похожи на трехмерные картины, которые, кажется, таинственно
пульсируют движениями природы, уносят и художника, и наблюдателя в свои
глубины, искажающие реальность. Камни всех форм становятся настоящими
горами, выстроенными грядой, или же выступающими морскими скалами, в то
время как девять различных видов песка используются для разработки
деталей [Мир в миниатюре// Япония сегодня, 2005 №9: 20].
Для создания этих картин требуется минимум технических средств —
небольшая ложка, птичье перо — и бесконечное терпение мастера. И песок, и
инструменты хранятся в небольшом сундучке с маленькими ящичками –
"тансу". Этот сундучок очень удобен при транспортировке и хранении
художественных материалов. Миниатюрные и хрупкие инструменты –
зазубренные по краям перья птиц, льняные венчики, ситечки и деревянные
лопатки – предназначены для создания величественных гор, гребней волн,
изгибов береговой линии. С помощью перьев мастер добивается эффекта
бурного течения реки, разбивающихся о скалы волн, снежных заносов,
лунной дорожки на воде. Гармония белого и черного действует
успокаивающе. Подносы бывают разной формы: прямоугольные, овальные или в
форме веера. Выбор подноса зависит от задуманного пейзажа. У овальных
подносов есть по краям бортик. Прямоугольные подносы абсолютно плоские.
Дело в том, что песчаные волны не закрепляются каким-то растительным или
химическим составом. Неудачное движение, легкий сквозняк в комнате, и
созданная с огромным трудом картина перестает существовать. А это
значит, что пейзаж удерживается только расстановкой художника и силами
притяжения. Бонсэки создаются как сугубо временные композиции.При этом
художник стремится отразить в каменно-песочном пейзаже не только свое
настроение, но и характерные черты определенного времени года, состояние
погоды, время суток, ландшафта. Изображают вечными материалами (камнем и
песком) изменчивости сиюминутного момента.
Надо отметить, что искусство бонсэки в своем первоисточнике впрямую
связано с религией. Еще при зарождении этого вида изобразительного
искусства «горы», возникавшие на подносе, символизировали либо Хорайсан,
в представлении последователей таоизма представлявший собой остров
вечной молодости, либо священную для всех буддистов гору Шумеру. Позднее
эти ощущения были дополнены и обогащены воззрениями японских
синтоистов. В результате бонсэки стало своеобразным зеркалом, в котором
можно рассмотреть небесные и земные основы бытия, место человека, и в
частности собственное, в системе мироздания [Икебана и бонсай, 2000:
356]
Искусство «бонсэки» мимолетное и естественно ни один из образцов до
наших дней с тех времен не дошел. Выставки этого национального искусства
Японии проходят крайне редко. В 2006 году в городе Владивостоке в
Приморской государственной картинной галерее проходила выставка
«Бонсэки», где были представлены работы современных японских мастеров
искусства «бонсэки» – Рикако Фурукава, Кадзуко Ватанабэ, Дзюнко
Камохара. Кстати, Рикако Фурукава оказалась внучкой человека, который
был первым составителем японско-русского словаря.
Композиции были зафиксированы на фотоаппарат. Несмотря на то, что
прошли века с зарождения этого вида искусства, и анализ будет проходить
на основе современных работ, тематика композиций и используемый материал
остался прежним. Именно эта особенность характерна для многих
национальных искусств Японии.
Рассматривая композиции искусства бонсэки, видно, что большая роль
уделялась, прежде всего, ландшафту, морской тематике, временам года и
лишь немного образам растительного мира, также используются для создания
фигурки птиц, домов, лодок и др. образов.
Картины времен года. В категории «Времена года» используют следующие
мотивы: в весенних композициях часто встречаются изображения инея, дымки
тумана, тающего снега. Также обращают внимание на горы (работы «Весна»,
«Весна и гора Фудзияма» и другие).
В работе «Лето» мастер Фурукава изобразила водную поверхность. Слева
фигурки взлетающего журавля. В центре большие и маленькие камни
светло-желтого оттенка. Также изображают дождь, выбирая блестящие черные
камни, как – будто действительно намокшие от дождя. В композиции
«Дождь» Фурукава изображен скалистый берег справа. Камни использованы
необычной формы блестяще-черного цвета, являющиеся в композиции скалами.
В левой части наискось слева на право изображены капли дождя. На
третьем плане сопки.
Композиции осени изображают зачастую лунные ночи в сочетании с горным
пейзажем. Передавая, как всё преображается, изменяется, становится
сказочным. Камни используют необычной формы, с многочисленными
выступами, песок располагают как отблеск в водной поверхности от луны,
тени гор, скал. В композиция Камохара «Осень» изображена лунная ночь. На
первом плане песчаный берег, обрамленный слева высокой скалой и справа,
ближе к середине поменьше. Между этими скалами на горизонте светит
полная луна, отдающая отблеск в море. От скалы справа изображена
протяжная тень. Зимой прекрасен снег.
В работе «Яркая луна» изображен длинный морской берег слева на право. На
нем три одинокие скалы. Самая дальняя выше двух, стоящих перед ней.
Слева сквозь туч выглядывает луна.
Множество композиций с заснеженными сопками на горизонте, горы в снегу,
покрытые легким льдом озера. Например, в работе Камохара «Зима»
изображено застывшее море. Слева и справа, покрытые снегом скалистые
берега. На третьем плане сопки, полностью покрытые белой пеленой зимы.
Образы ландшафта. Ландшафту в искусстве «бонсэки» уделено огромное
внимание, он включен в каждую композицию. Чаще всего изображают горы,
скалы, реки, водопады, озера.
В работе «Горы в снегу» Фурукавы изображена холодная зима. На первом
плане гора, немного припорошенная снегом. У ее подножия высокие сугробы.
На заднем плане огромные горы, покрытые снегом. Фурукава мастерски
изобразила мелким песком горные пики, вершины на заднем плане
Аромат
Композиция «Аромат» Ватанабэ изображает на первом плане Высокую гору, на
вершине которой помещен домик. И из трубы которого идет дым. На втором
плане изображена величественная гора Фудзияма. Реки извилистые,
проходящие между сопок, создают ощущение мимолетности, быстротечности
жизни.
«Река» госпожи Ватанабэ проходит извилисто между гор. Течение ее
стремительно, быстро, о чем свидетельствует проработка и прорисовка.
Мастера умело создают композиции – используя более мелкие камни на
первом плане, где уже на втором – берут более крупные камни, а на
третьем плане рисуют из песка или риса огромные горы, служащие фоном,
либо продолжением пейзажа.
Прекрасно созданы водопады. Работа «Водопад» Фурукава впечатляет. Мастер
делает обрамление двумя скалами-камнями, между которых спускается вниз
водопад. Умело, располагая мелкий песок, автор создает динамичность
композиции. В реку, в которую впадает водопад, мастер вводит камень, как
будто бы скатившийся под напором воды. Удивительны волны. По берегам
реки также стоят скалы. На первом плане поменьше, чем на втором.
Современно сделана работа Камохаро «Озеро». Она вводит фигурки людей в
длинной лодке, двух журавлей. На втором плане фигурки красных ворот и
дома, на котором виднеется флаг Яплонии.
Образы морской стихии. В морской тематике используют множество морских
берегов, заливов, бухт. Море изображают как спокойное, так и бушующее,
разбивающее свои волны о скалы. Также отображают в нем отблеск рассвета,
либо луны. В работе «Спокойное внутреннее море» Фурукава вводит
изображение песчаного берега, где по краям стоят высокие черные скалы.
На втором плане видны стоящие в море скалы, берег острова. На третьем
плане горы, сопки. Прекрасно создают морские волны, находящие на берег с
шумящей пеной, ночные берега со скалами, с сопками на горизонте.
Поражают красотой бухты.
Прекрасно создана композиция «Бухта» Ватанабэ. Слева изображен
извилистый берег бухты, море местами покрылось льдом. На горизонте видна
большая скала черного цвета и два светящихся по центру судна.
Образы растительного мира. Образам растительного мира уделено меньше
всего внимания. Так как из такого материала, как песок, камни, щебень
легче создавать природные образы ландшафта, нежели растительность.
Найдены изображения – сосновых боров, различных кустарников, деревьев,
породу которых сложно определить.
Так в работе Ватанабэ «Сосновый бор и гора Фудзияма» изображены на
береге белым песком силуэты сосен на фоне берега озера, за которым
величественно стоит гора Фудзияма. У подножия ее виднеется туман.
Дальнейшее развитие бонсэки напрямую связано с садово-парковым
искусством Японии. В конце концов, знаменитые философские сады камней, в
том числе и сад храма Рёандзи в Киото, можно рассматривать как
увеличенные до огромных размеров бонсэки. Искусство бонсэки можно
считать одним из канонов, определяющих развитие национального искусства
Японии. Здесь легко усматриваются большинство основополагающих принципов
японской эстетики. Камни, не тронутые молотком скульптора, а
сохраняющие в полной мере свой природный вид, не служат реальной
картиной окружающего, а лишь намекают на какое-то явление или
изображение. Незавершенность образа открывает бесконечные возможности
для его трактовки. Наиболее подходят для этого вида искусства камни, чья
расцветка как бы пробивается из глубины на поверхность, как будто
внутри камня находится источник света.
Глубокого погружения в такие понятия, как ваби (эстетический и моральный
принцип ухода от шума и роскоши света в меланхолическое одиночество
самопознания), саби (предпочтение истинной старины ценностям новоделов),
сибуи (элегантность простого), югэн (поиски истины не логическими
построениями разума, а через внезапное озарение), занятие искусством
бонсэки невозможно [Самохвалова, 1989: 47].
Сравнивая представленные образы природы в искусстве бонсеки с образами
из первых литературных произведений «Манъёсю» и Сэй Сёнагон «Записки у
изголовья» находим следующее. Многие образы повторяются, в категории
«времена года» весной воспевается иней, туман, весенняя дымка, обращают
внимание на горы. Именно эти образы и изображают в композициях бонсэки.
Летние образы больше совпали с образами, приведенными Сэй Сёнагон –
дождь, журавли. Осенние образы бонсеки и «Манъесю» почти одинаковые –
лунные ночи, отблеск луны. В разделе зима в литературных произведениях и
в бонсэки уделяют внимание в основном снегу, покрывшему землю, сопки,
горы; льду, покрывшему водные поверхности.
Образы природы в категории «морская тематика» в памятниках японской
литературы и в искусстве бонсэки используются различные. Бонсэки же
представляет наиболее полную картину образов, не включая только морские
растения. Растительные образы природы, как было уже сказано, в бонсэки
использовались менее всего, это были в основном сосны, различные
кустарники.
Большая галерея работ в технике бонсэки www5c.biglobe.ne.jp
Комментариев нет:
Отправить комментарий