Во многих культурных традициях женщина
ассоциируется с левой рукой (и шире — с левой стороной), а мужчина — с
правой.
Говоря о символике руки, следует иметь в виду, что правая и левая рука
неравнозначны. Им придавался чаще всего противоположный смысл.
Соответственно различались и жесты, выполняемые той или иной рукой.
( Из науки обучения игранию на гитаре:
Пальцы левой руки записываются арабскими цифрами:
1 — указательный,
2 — средний,
3 — безымянный,
4 — мизинец.
Большой, указательный, средний и безымянный пальцы правой руки обозначаются соответственно малыми латинскими буквами:
- р - большой палец,
- i - указательный,
- m - средний,
- а - безымянный,
- e - мизинец
Эти буквы являются начальными буквами названий пальцев на испанском и французском:
- Pulgar (pouce) - большой
- Indice (index) - указательный
- Medio (majeur) - средний
- Anular (annulare) - безымянный
- Extremo (extreme) - мизинец
В некоторых старых и даже в ряде современных изданий, выпущенных в отдельных странах, используется другое обозначение пальцев:
- большой палец правой руки обозначается крестиком (+ или X),
- указательный — точкой (.),
- средний — двумя точками (..),
- безымянный — тремя точками (... или ∴).
ПРАВАЯ — ЛЕВАЯ РУКА
Картина мира человека строится с помощью определенного набора
противопоставлений, таких как жизнь — смерть, счастье — несчастье,
мужской — женский и др. Среди них фундаментальное значение имеют
пространственные оппозиции (верх — низ, внутренний — внешний, правый —
левый), лежащие в основе всей многоаспектной (не только
пространственной) системы ориентации человека в окружающем мире. Одна из
особенностей пространственных оппозиций состоит в том, что они могут
приобретать оценочный смысл. Это особенно характерно для
противопоставления правый — левый. Правое ассоциируется с правдой,
правильным, правотой, в то время как левое — с ложью (кривдой),
неправильным, неправотой. Правому приписывается чаще всего
положительное, а левому — отрицательное значение.
Характер оппозиции правое — левое непосредственно определяется неравноценностью правой и левой руки. Биологические предпосылки для праворукости обусловливаются функциональной асимметрией человеческого мозга. Культурные установки поддерживают правору-кость, с одной стороны, и основываются на ней — с другой. На этом фундаменте зиждется оппозиция правое — левое, определяющая многие особенности ритуального и этикетного поведения.
У ряда народов строго разграничивались действия, которые нужно делать правой и левой рукой. По представлениям монголов, правая рука — «рука благодати», и только этой рукой можно было вручать и принимать дары, доить скот, отдавать что-нибудь на сторону.12
У некоторых народов
функции левой руки ограничивались буквально с колыбели. Например, сербы
оставляли незапеленутой только правую руку младенца, «чтобы он мог
защищаться ею от черта».
Мусульмане считают правую руку ритуально чистой, поэтому ею можно было приветствовать человека, брать еду, касаться «чистых» частей тела. Делать все это «нечистой» левой рукой запрещалось. Если правая рука обслуживала «чистый» верх, то левая — «нечистый» низ.
Начинать любое «достойное» дело (надевать одежду, приступать к еде) полагалось правой рукой. Начинать движение и переступать через порог следовало правой ногой (ср. русск. «встать с левой ноги»). И наоборот, снимать одежду и обувь, совершать омовение нужно было левой рукой.14
Связь правой стороны со счастьем, удачей, благополучием, а левой — с
несчастьем и неблагополучием нашла свое отражение как в Коране, так и в
Библии (Псал. CIX, 1; Матф. XXII, 44).
Неравнозначность рук (при доминировании правой) связывалась не только с противопоставлением чистого нечистому. В традиционных представлениях айнов, например, правая рука считалась старшей, а левая — младшей.15
Общая положительная оценка правого и негативная левого у русских могла получать и религиозные мотивировки типа: «Искуситель . . . неизбежно находится у человека с левого бока и шепчет ему в левое ухо о таких злых деяниях, какие самому человеку и в ум не пришли бы без коварных наветов черта»; 16
«Никогда не плюй на правый бок, на праву сторону (потому что
ангел-хранитель при правом боке, а дьявол при левом; на него и
плюй)».17
Аналогичные мотивировки, осложнившиеся еще и ориентацией на святыни, бытовали у мусульман: «Перед собой плевать неприлично. Направо плевать нельзя, а надо плевать влево, где, вероятно, предполагаются злые духи. Однако и это правило не общее: прежде чем плюнуть, нужно еще сообразить, где находится Кааба, пункт, к которому мусульманин обращает лицо свое во время молитвы, и остерегаться, как бы не плюнуть по направлению мусульманских святынь. Если Кааба приходится сзади, плевать следует влево, а если налево, то плюнуть нужно, обратившись лицом назад».18
Правое и левое у многих народов имеет не только мифологическое и
религиозное, но и социальное осмысление. Обычно правая сторона
соотносится с высоким социальным и возрастным статусом, а левая — с
низким. Так, у адыгов «во время разговора двух мужчин, идущих рядом,
младший занимает место слева от старшего. При увеличении числа
собеседников хотя бы на одного картина в корне меняется. В этом случае
самый младший занимает позицию справа и на полшага позади от самого
старшего, чтобы слышать его указания, поручения. Все остальные спутники
выстраиваются слева от старшего в порядке убывания возраста. Такое
размещение путников (пеших и всадников) является, возможно, рудиментом
боевого порядка; младший справа в этом случае выполнял роль ординарца.
Его, как сообщают информанты, могли послать куда-либо по какому-либо
поручению, и тогда место справа, как наиболее почетное, должно
оставаться за самым старшим. В настоящее время этот стандарт
генерализован. Он определяет порядок рассаживания трех самых старших
мужчин за столом, размещение на заднем сидении легкового автомобиля;
если же одна женщина находится в компании двух или более мужчин, то
справа от нее располагается самый младший мужчина («ординарец»), а слева
— самый старший».19
В России XVII в. при сопровождении европейских послов стольник ехал по
правую, а дьяк — по левую руку.20
Как отмечал А. Олеарий, «русские,
если три или более человека идут или едут рядом, считают высшим местом
то, на котором правая рука наружу и свободна (т. е. никого нет правее)
».21
Доминирование правой руки в повседневной жизни специально подчеркивалось. В центральных губерниях России «в будни полагались иные, чем в праздник, приветствия и манера разговора: мужчины, к примеру, держались степенно, „разговаривали" правой рукой, засунув ^евую за кушак».21
В ритуальной обстановке (особенно в похоронной обрядности) правое и левое могли меняться местами. Дело в том, что, судя по археологическим и этнографическим данным, иной мир (мир мертвых, мир духов) у самых разных народов мыслился как мир «наоборот». Представления о перевернутости иного мира, видимо, были универсальными. Правому в мире людей соответствовало левое в ином мире. Отсюда повсеместно распространенная инакость действий, связей и отношений в погребальных обрядах (т. е. в ситуации непосредственного контакта с иным миром). Коряки «при похоронах зимой покойника одевают в летнюю одежду, а летом — в зимнюю; причем перчатки надевают наоборот — левую на правую руку, а правую на левую».23
У адыгов вестник, сообщавший о смерти кого-либо из соплеменников,
«ехал верхом без оружия, против обыкновения плетку держал в левой руке, а
поводья в правой. По этим признакам каждый встречный безошибочно
определял, что этот человек — вестник несчастья и горя».24
У русских на мужчине-покойнике одежду застегивали не на правую (как
при жизни) сторону, а на левую, как на женщине. В Ярославской губернии,
отправляясь в лес, чтобы не заблудиться, левую полу кафтана запахивали
за правую, а не наоборот, правый лапоть надевали на левую ногу, а левый
на правую.20
То же делал человек и в тех случаях, когда он понимал, что
заблудился. Смысл этих и подобных действий, видимо, состоял в том, чтобы
вести себя в соответствии с правилами, которые приняты в том мире, где
человек оказался.
Если для праворукости человека существуют биологические основания, то соотнесенность левой и правой руки с женским и мужским началом не имеет таких предпосылок.26
Если для праворукости человека существуют биологические основания, то соотнесенность левой и правой руки с женским и мужским началом не имеет таких предпосылок.26
Между тем во многих культурных традициях женщина
ассоциируется с левой рукой (и шире — с левой стороной), а мужчина — с
правой. «Ассоциация мужского начала с правой стороной, жизнью, четными
числами, днем, солнцем объясняется не тем, что мужчинам эти качества
объективно ближе, чем женщинам, а тем, что они принадлежат к одному и
тому же классификационному ряду. Другое дело, что такие ассоциации,
превратившись из условных знаков в нормативные ориентиры мышления,
воздействуют на поведение и психику людей. Уже в первобытном искусстве
одним из способов символического изображения женского начала был знак
левой руки».
В повседневной жизни связь левой стороны с женским началом достаточно
устойчива. Об этом свидетельствуют хотя бы многочисленные приметы у
разных народов, в том числе и у восточных славян: «Правая бровь чешется — кланяться
мужчине, левая — женщине»; «Лоб свербит — челом бить: с правой стороны —
мужчине, с левой — женщине» и др. Этот же принцип выдерживается и в
обычае застегивать мужскую одежду справа, а женскую — слева. На Русском
Севере просватанной невесте в бане перевязывали куском пояса правую
руку, ногу и грудь, маркируя ее принадлежность жениху.28 Любопытно, что у
памирских народностей во время свадьбы жениху перевязывали левый рукав,
требуя выкупа для женщин.29
Этим же кругом представлений объясняется и
мотив происхождения Евы из левого ребра Адама. Для некоторых поздних
форм этикета, видимо, важнее оказалось то обстоятельство, что правая
(мужская) сторона оценивалась как более почетная, нежели левая
(женская). Поэтому, оказывая уважение женщине, ей иногда отводят правую
сторону. Это правило у европейских народов принято не так давно, в эпоху
Возрождения, в связи с ростом статуса женщины.30
Традиционным же,
по-видимому, было (и остается) положение женщины слева от мужчины, что
засвидетельствовано уже в «Песне песней»: «Левая рука его у меня под
головою, а правая обнимает меня» (II, 6). Показательно, что там, где
применялось «правило правой руки», оно не распространялось на жен. У
кабардинцев в том случае, если спутницей мужчины является его жена, она
должна находиться слева, что, по мнению Б. X. Бгажнокова, «служит
средством демонстрации отношений супружества».31
Обычай, в соответствии с
которым девушка должна была идти справа от парня, а женщина — слева от
мужа, известен и русской традиционной культуре.32
Примечания:
12 Жуковская Н. Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М., 1988. С. 119.
13 Толстые Н. И. и С. М. К семантике правой и левой стороны в связи с другими символическими элементами // Материалы Всесоюзного сим позиума по вторичным моделирующим системам 1 (5). Тарту, 1974. С. 44.
13 Толстые Н. И. и С. М. К семантике правой и левой стороны в связи с другими символическими элементами // Материалы Всесоюзного сим позиума по вторичным моделирующим системам 1 (5). Тарту, 1974. С. 44.
14 Резван Е. А. Этические представления в Коране // Этикет у народов Передней Азии. М., 1988. С. 49.
15 Пилсудский Б. На медвежьем празднике айнов о-ва Сахалина // ЖС. 1914. Вып. 1—2. С. 150.
16 Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. Спб., 1903. С. 13.
17 Даль В. Пословицы русского народа. М., 1984. Т. 1. С. 253.
18 Лыкошин Н. С. «Хороший тон» на Востоке. Пг., 1915. С. 40.
19 Бгажноков Б. X. Психология и техника коммуникативного поведения адыгов // НКСР. С. 72—73.
20 Котошихин Г. О России в царствование Алексея Михайловича. Спб., 1906. 4-е изд. С. 61.
21 Олеарий А, Описание путешествия. . . С. 31.
22 Бернштам Т А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX—начала XX в. Л., 1988. С. 209.
23 Орлова Е. П. Обряд погребения и погребальная одежда коряков Камчатской области // Бронзовый и железный век Сибири. Новосибирск, 1974 С. 352.
24 Мафедзев С. X. Символика в коммуникативном поведении адыгов // Национальная культура и общение. М., 1977. С. 54.
25 Балов А. Очерки Пошехонья // ЭО. 1901. № 4. С. 87.
26 Иванов Вяч. Вс. Об одном типе архаических знаков искусства и пиктографии //Ранние формы искусства. М., 1972. С. 119.
27 Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1988. С. 90.
28 Бернштам Т. А. Молодежь. . . С. 88.
29 Зарубин И. И. Шугнанские тексты и словарь. М.; Л., I960. С. 68—69.
30 Бгажноков Б. X. Психология и техника. . . С. 72.
31 Там же.
32 Бернштам Т. А. Молодежь. . . С. 88.
Байбурин А, Топорков А. У истоков этикета 15 Пилсудский Б. На медвежьем празднике айнов о-ва Сахалина // ЖС. 1914. Вып. 1—2. С. 150.
16 Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. Спб., 1903. С. 13.
17 Даль В. Пословицы русского народа. М., 1984. Т. 1. С. 253.
18 Лыкошин Н. С. «Хороший тон» на Востоке. Пг., 1915. С. 40.
19 Бгажноков Б. X. Психология и техника коммуникативного поведения адыгов // НКСР. С. 72—73.
20 Котошихин Г. О России в царствование Алексея Михайловича. Спб., 1906. 4-е изд. С. 61.
21 Олеарий А, Описание путешествия. . . С. 31.
22 Бернштам Т А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX—начала XX в. Л., 1988. С. 209.
23 Орлова Е. П. Обряд погребения и погребальная одежда коряков Камчатской области // Бронзовый и железный век Сибири. Новосибирск, 1974 С. 352.
24 Мафедзев С. X. Символика в коммуникативном поведении адыгов // Национальная культура и общение. М., 1977. С. 54.
25 Балов А. Очерки Пошехонья // ЭО. 1901. № 4. С. 87.
26 Иванов Вяч. Вс. Об одном типе архаических знаков искусства и пиктографии //Ранние формы искусства. М., 1972. С. 119.
27 Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1988. С. 90.
28 Бернштам Т. А. Молодежь. . . С. 88.
29 Зарубин И. И. Шугнанские тексты и словарь. М.; Л., I960. С. 68—69.
30 Бгажноков Б. X. Психология и техника. . . С. 72.
31 Там же.
32 Бернштам Т. А. Молодежь. . . С. 88.
В русской традиции левая рука - шуйца, правая - десница. Налево - ошуя (я), направо - одеснуя.
- Шуйца
- жен., церк. шулепа пермяц. шульга пермяц., архан. левая рука, левица, левша, пакша, ·противоп. десница, десная, правая рука, правица, правша. Шуий, левый, О шуюю или о шую, почему и шуя говорят вместо шуйца.| Шуя, растение овесец, козляк, Bromus selicanus. Избави нас Бог от шуя стоянья, сподоби десного пребыванья! Шуйство ·стар. кривда, неправда, обида, ложь. Шуяк муж. шуячка жен. шульга ·об. кому левая рука служит замест правой, левша, левоша, пакша, шульгач, -чка и шулепа, ·об., сев., твер. то же.
- Десница
- (правая рука) (Пс.20:9 ) - служит символом могущества и силы. Посему-то все действия всемогущества Божия приписываются деснице Всевышнего (Исх.15:6 , Пс.76:11 ). Правая рука вообще означает юг, а левая - север (Быт.14:15 ). Говорят, что у Иудеев существовал обычай клясться правою рукою, что подтверждается словами кн. пр. Исаии (Ис.62:8 ). При клятве Иудеи поднимали свою правую руку к небу (Быт.14:22 ). Подавать кому свою правую руку служило знаком дружбы (Гал.2:9 ). Отсюда сила выражения (Пс.143:8 ): "которых уста говорят суетное, и которых десница - десница лжи". Сажать гостя около себя по правую руку считалось оказанием особенной почести (3Цар.2:19 ), а когда сие выражение употребляется относительно Господа Иисуса Христа, то оно указывает на Его несравненное достоинство и высоту величия и славы. Она служит также символом счастья. "Блаженство в деснице Твоей (т.е. Господней) во век", взывает Псалмопевец (Пс.15:11 ). Левая рука на Славянском называется шуйца. Вениамитяне особенно отличались бросанием пращи из левой руки; были, как говорится в Библии, искусные левши.
Толковый словарь Даля.
В.И. Даль.
1863-1866.
Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия..
арх. Никифор.
1891.
То же и про ноги:
"«...яже обретается в Черной горе в Двинской
области. Лице на шуюю страну, десница простерта к персем Ея, на одеянии
Ея противу чела и на правом раме по единой звезде, на шуей руце
Христос благословляет, а в шуйце свиток, десная нога подгбенна, а шуяя чрез нея простерта». "
« Феодоровския Пре(свя)ты(я) Б(ого)р(оди)цы ».
[…] Видны круглые складки на передней части мафория Богоматери и более
традиционная драпировка одежд Иисуса. Звезды квадратные. В подлиннике
(л. 266 об.) икона имеет следующее описание: «...Лице Ея пречистое
надесно, на деснице держим Христос, обема рукама осяза выю Ея, и устне
имать к лобзанию, а шуяя нога до колена одеждею не покрыта. У Богородицы
левая рука простерта к персем Ея».
« Блажен, кто удерживает душу свою от части шуией, кто в малом и в
великом отвращается от нее духом своим! Господь десной части призовет
его на десную сторону со всеми принадлежащими к ней.
Десная и шуяя сторона, братия, имеют для нас многотаинственное
значение. Кто принадлежит к десной стороне, тот не переходит на сторону
шуюю, как скоро стал одесную Господа.
И ты удаляйся и бегай от беззаконий, которые ведут на сторону
шуюю. Если же уклонишься на шуюю сторону, то легко может случиться, что и
на Суде будешь на стороне шуиих.
Сатана никогда не бывает на стороне десной, поэтому всякое
преступление, хотя бы оно и маловажно было в глазах твоих, ведет тебя на
сторону шуюю».
Комментариев нет:
Отправить комментарий