8 января 2014 г.

Осиновый кол: особенности изготовления и обработки

Оси́на, или Оси́на обыкнове́нная, или То́поль дрожа́щий (лат. Pópulus trémula) — вид лиственных деревьев из рода Тополь семейства Ивовые. Осина широко распространена в районах с умеренным и холодным климатом Европы и Азии.

Легенды, связанные с осиной

У разных народов бытовали легенды и поверия, связанные с удивительным свойством осиновых листьев приходить в движение от малейшего дуновения ветра.

По одной из версий мифа греко-римской мифологии в две осины превратились сёстры Фаэтона — гелиады Феба и Лампетия после того, как разгневанный Зевс убил Фаэтона ударом молнии, и тот упал в реку По. Слёзы, которые они роняли в быстрые воды реки По, становились янтарём.

В христианской мифологии осиновые листья до сих пор дрожат от ужаса, вспоминая о Распятии. Считалось, что Крест Господень был сделан из осины, и «с тех пор ветви этого дерева охвачены страхом и беспрестанно дрожат». Однако на самом деле осина не произрастает в Палестине. Трепет осиновых листьев в русской традиции связывается с другим эпизодом Нового Завета — самоубийством Иуды Искариота. Осину народ считает проклятым деревом за то, что на нём, по преданию, удавился Иуда Предатель.

Ермолов А. С. в книге «Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах» (изд. 1905 года) пишет: «Объяснение, почему осина вечно дрожит и шепчется, у малоросов несколько иное, нежели у великоросов: „Як Спасытель ховався от жидив, так тоди Вин пишов та й сив пид осыкою (осиною), а вона як зашелестыть, та й злякала Спасытеля; за це Вин прокляв ии и сказав: бодай же ты шелестыла з витром и без витру“. Существует ещё и вариант этого поверья: под осиною укрывалась во время бегства в Египет Богоматерь с Предвечным Младенцем и осина проклята не Спасителем, а Богородицею». На Украине существовало также поверье согласно которому осины не кладут при постройках в стены домов, «а, то вся симья дрожатыме день и нич од хворобы так, як дрожыт осыка».

Фактически же довольно широкий осиновый лист от природы имеет очень тонкий и гибкий черенок, неспособный удержать его прямо — вот почему осиновая листва чрезвычайно чувствительна даже к самому лёгкому ветерку. Имеется предположение, что это связано с тем, что осина, в связи с быстрым ростом, не успевает нарастить достаточно большую толщину и крепость основного ствола, в то время как общая площадь листьев достигает довольно больших размеров. Поэтому на сильном ветру растение с плотно прижатыми к стеблям листьями постоянно бы теряло их (листья осины держатся на длинных довольно свободных черешках); а негнущийся ствол сломался бы (ствол осины чрезвычайно гибок).
Осине приписывается свойство отгонять нечистую силу:
  • Ведьма боится осины (малоросс.). Если в плетень загороди повтыкать осиновые веточки, то в такую изгородь не может войти ведьма и не будет портить коров (малоросс.).
Также считается, что осиновый кол, вонзенный в сердце вампира, может его остановить.

Народные пословицы, поговорки, приметы, загадки и шутки

  • Осина — и без ветру шумит
  • Горькая осина — про́клятая Иудина виселица
  • Осина всё шепчется, а про́клятое дерево
  • Осина бьёт в ладоши (листы на ней трепещут) (Смол. губ.)
  • «Про испуганного человека говорится, что он „дрожит, трясётся, как осиновый лист“. Насчёт того, на каком дереве повесился Иуда, у малороссов существует два мнения: Осына тим трусыцця, що на ий Скариёт повисывся; други кажут, що вин на бузыни повисывся, и тим вона не годыцця для постройкы (в бузнику чёрт живе)»
  • Одна ягода — горькая рябина, одно дерево — горькая осина (Как осина — горькое дерево, так рябина — горькая ягода: плохи те места, где только эти два дерева растут).
  • Листья осины лежат на земле кверху лицом — зима будет холодная, а кверху изнанкой — тёплая. Народная примета.
  • Сей овёс до распускания осины (Яросл. губ.)
  • На осине почки большие — к урожаю ячменя
  • Если весною осина пушистая, то и гречиха родится (Тобольск. губ.)
  • Весною на осине и берёзе хорошая мочка — будет хлеб ядрёный (хороший зерном)
  • Осина в серёжках — урожай на овёс (Оренб. губ.)
  • Если с осины весною, ещё до распускания почек и роста трав, свесятся кисточки — к урожаю ячменя и полбы (вотяцк.)
  • На осине длинные шишки — ячмень родится (Пермск. губ.)
  • Когда на осине в начале весны много крупных серёг — к хорошему урожаю гороха (Владимирск. губ.)
  • Если на осине бывает цвет (овечки) сильный — то будет ячмень хороший (Калужск. губ.)
  • Когда на осине не будет барашков, в тот год не будет и овсов (латыш.)
  • Когда рябина или осина цветут хорошо, так будет и хороший горох (латыш.)
  • 16 октября в народном календаре — Денис Позимний. В этот день необходимо опасаться шабаша нечистой силы. Лютуют осенние лихорадки, шатаются по белу свету, мучаются сами и людей мучат. Осенняя лихорадка может забраться под одежду, обернуться соринкой — и залететь в глаза. Осенние лихорадки — ломиха, огниха, трясовница, желтяница, лихоманка, бессонница. Живут они, по народному поверью, в болотах, летают к человеческому жилью.
    Коль осиновую кору при себе носить, на октябрь не надеяться, то покружат-покружат возле тебя лихорадки да и отступятся. Или еще, осиновый сучок срезать да при себе носить, тоже, говорят, от болезни, что лихорадки насылают, спасает.
    Коли ноги сводит, кладут осиновое полешко в ноги. Коли болит голова нестерпимо — осиновое полешко кладут под голову.
  • Известно, что «осина не горит без керосина» (имеется в виду невысокая ценность осиновых дров как топлива)
(Ермолов А.С. Народная агрономия. — М.: Русская книга, 1996. — 512 с. — 10 700 экз. — ISBN 5-268-01278-9 )
* * *

Осиновый кол: особенности изготовления и обработки

Кол считается наиболее мощным и эффективным инструментом для упокоения беспокойной нежити. «Колдуна да ведьму в гробу колом сквозь грудь пробивают, чтобы не ходили упырем; общее поверье всех славянских племен», — указывает Владимир Даль. Однако каким именно должен быть правильный кол? Каковы его размеры, материал изготовления, особенности заточки? Нужно ли наматывать на кол бечёвку и для чего она вообще? Какие дополнительные инструменты нужны для применения кола, есть ли какие-то обязательные процедуры, которым нужно следовать при изготовлении (заговоры, ритуалы)? Вопросов много, а ответов в фольклорных материалах и этнографических исследованиях на удивление мало. Их явно недостаточно, что сделать кол самостоятельно. Нам пришлось отыскать живых носителей традиции изготовления колов, по-прежнему использующихся в деревнях России для упокоения упырей и совершения других апотропеических (охранительных) действий по проверенным временем технологиям.

1. Материал для изготовления кола

То, что кол должен быть именно деревянным, а не стальным или костяным, в этом ни у кого из исследователей расхождений нет. Некоторые авторы, мало вдававшиеся в детали, так просто его и именуют — «деревянный кол», без лишних подробностей, как это сделал, например, Брэм Стокер в своём романе «Дракула» (wooden stakeи всё тут). Между тем, материал очень важен, любое дерево не подойдёт. Кол необходимо изготавливать только из того дерева, которое само по себе уже является оберегом против нежити.

«К числу деревьев и растений, занимающих одно из первых мест в верованиях простого народа — принадлежит осина. В народных песнях осина не встречается и не воспевается, подобно тому, как воспеваются дуб, явир, тополя, береза, калина, верба; но в верованиях простого народа о чертовщине, о ведьмах, выходцах с того света тесно и неразрывно связаны с представлением об осине, как об обереге и предохранителе от всей этой «нечисти». Народ считает это дерево первейшим оберегом и предохранительным средством от чертей, ведьм, покойников, упырей и пр. <...> С осиновой палкой в руках можно во всякое время ночи и куда угодно идти, и никакая нечисть не приступит к человеку. Если на окнах и у дверей, когда ходит покойник, положить по куску осины, то покойник уже не войдет в хату»,пишет этнограф Иван Беньковский (Киевская Старина. 1898. № 7-8).

«Осину использовали при похоронах самоубийц, колдунов и ведьм. В случае смерти колдуна или ведьмы осиновый кол вбивали в потолок дома, чтобы в отверстие забрался чёрт и взял в ад душу колдуна. При кончине колдуна нечистая сила выходила из его тела в виде чёрного животного, которое полагалось убить, проткнув осиновым колом. Из осины делали гроб для самоубийц, а также колышки, которыми его забивали <...> Подозревая в покойнике упыря, в могилу при похоронах вбивали осиновый кол или клали на грудь умершему осиновые крестики или щепки <...> Чтобы помешать покойнику „ходить“, его могилу разрывали, а сердце пробивали осиновым колом» (Славянские древности. Этнолингвистический словарь под редакцией Н. И. Толстого. Т. 3. 2004).

Итак, наилучший материал для изготовления кола — осина. Помимо осины, использовались и некоторые другие растения, например, дуб. Южные славяне также делают колы из тёрна или бузины, известных своими обережными свойствами.

2. Размер кола

В голливудских фильмах об упокоении вампиров вместо колов любят изображать миниатюрные деревянные палочки длиной сантиметров 15-20 и диаметром 2 сантиметра. Героические охотники с полпиха втыкают маленькие колышки в рыхлые тела вампиров, причиняя им тяжкие травмы, несовместимые с их нежизнью. Однако настоящих фольклорных вампиров этим не пронять: welcome to real life:) Чтобы упокоить вампира, кол приставляют к его телу (груди, голове, заду) и забивают мощным ударом молота или кувалды. Брэм Стокер, например, советовал взять тяжёлый молоток, которым вы обычно разбиваете угольные глыбы у себя в подвале.

Кол не имеет обязательного фиксированного размера, который может зависеть от непосредственной цели использования. Одно дело, если вы хотите просто вбить кол в отдельно взятого упыря; другое — если вы хотите разрыть могилу и пробить насквозь гроб и вампира в нём, пригвоздив его к земле. Высота стандартного гроба — 50-70 см, т. е. длина кола для пробития гроба составит не менее 80 см. Таким образом, длина кола будет варьироваться от полуметра до метра и более. Диаметр кола зависит от размеров осины, выбранной для изготовления кола, и обычно равен диаметру осины. Однако слишком тонкий кол может сломаться, поэтому не рекомендуется использовать колы диаметром менее 40 миллиметров. Максимальная толщина ограничена только биологическими особенностями осины и вашими физическими возможностями: вбить целое бревно в труп, особенно если он сопротивляется, не каждому под силу.

Итак, необходимая длина кола — 50100 см и более, диаметр — 47 см. Получается достаточно увесистый дрын.

3. Обработка кола

Гламурные синематографические колы аккуратно обструганы, тщательно ошкурены и иногда даже отполированы. Такое произведение искусства даже жаль вбивать в вампира. Но так ли важна эстетика? Тем более что кол — оружие одноразового применения, после забивания обратно не вынимается. Так как же должен быть изготовлен и обработан традиционный осиновый кол?

3.1. Нужно ли высушивать древесину осины и делать кол из сырого дерева?

Нет, сушить не нужно. Древесина должна быть «сырой». Эта практика даже нашла отражение в словарях второй половины XIX века:

«Избавиться от вампира, по мнению простонародья, одно средство: выкопать его труп, забить въ него острый сырой кол, отрубить голову и, вырвав сердце, сжечь его» (Настольный словарь для справок по всемъ отраслям знания под ред. Ф. Толля. Т. 1. 1863. С. 398).

«Избавиться от вампира, по мнению Кальмета, есть одно средство: выкопать его труп, забить в него сырой кол, отрубить голову, и вырвав сердце, сжечь его» (Справочный энциклопедический словарь под ред. А. Старчевского. Т. 3. 1854. С. 41).

Во втором примере есть отсылка к фундаментальному труду бенедектинца Антуана Августина Кальмета Traité sur les apparitions (1746). Однако в данном трактате нет ни слова о материале, из которого должен быть изготовлен кол или о том, что нужно использовать сырую или сухую древесину. Английский перевод трактата, выполненный в 1850 году, доступен в books.google.com и на Project Gutenberg. Таким образом, по всей видимости, в словарях отражена именно реальная восточнославянская практика того времени по изготовлению колов из сырой древесины. Этнографическая экспедиция, о которой пойдёт речь ниже, подтвердила этот вывод.

3.2. Нужно ли снимать кору с осины, ошкуривать кол?

Это очень интересный вопрос. Он оказался для нас неожиданным. Изначально, когда изучался диаметр кола, то выбор диаметра предполагал и обработку ствола осины, строгание под необходимый размер. Вопрос о том, чтобы оставить кору на месте даже не приходил в голову.

Вопрос о коре был поднят в ходе этнографической экспедиции Фольклорно-этнографического центра упокоения нежити Upyrnet в село Данилово Удмуртской Республики (2011). В селе до сих пор жива традиция использования осиновых колов для борьбы с нечистью. Незадолго до экспедиции в селе умирала ведьма, как и полагается весьма тяжело. Для облегчения её смерти использовался традиционный общеславянский ритуал — забивание осинового кола в конёк дома; по словам жителей села технология сработала безотказно. Наш вопрос о том, как правильно обработать поверхность кола был встречен крестьянами с недоумением: «Кору не нужно снимать. Когда кол забивают в могилу покойника, то лучше будет, если он прорастёт. Тогда уж точно покойник больше ходить не будет», — сообщил источник. Этим же соображением объясняется и необходимость использования сырой осины — у неё больше шансов прорасти. Однако допускается и применение обструганного кола.

3.3. Как затачивать кол?

Кол должен быть достаточно острым, чтобы облегчить его забивание в мёртвое тело. Некоторые авторы указывает, что острие кола нужно обработать в огне для придания ему большей твёрдости. Большей информации в литературных и этнографических источниках разыскать пока не удалось. Крестьяне села Данилово сообщили нам больше подробностей. По их словам, острие кола должно выделываться ровно тремя ударами топора. На первый удар приговаривают «во имя Отца», на второй — «и Сына», на третий — «и Святаго Духа, аминь».

4. Бечёвка

Бечёвка (тонкая верёвка) повязывается в верхней части кола. При забивании кола бечёвка находится над ладонью и препятствует случайному соскальзыванию руки. Тем не менее, помимо такого практического функционала, верёвка имеет и обережное назначение, ведь обвязывание верёвкой эквивалентно созданию магического круга. В селе Данилово бечёвку повязывают на кол в три круга, на каждый круг, аналогично с выделыванием острия, приговаривая: «во имя Отца», «и Сына» и «Святаго Духа, аминь». Поэтому для поддержки ритуальных функций лучше воспользоваться бечёвкой из материала, который сам по себе является оберегом против ходячих покойников (лён, лыко, конопля и др.) Примечание для перфекционистов: идеальная бечёвка должна быть изготовлена 12-летней девочкой в день Святой Троицы. Степень обработанности: желательно использовать суровую (нестиранную) нить, некрашеную или красного цвета (красный цвет отпугивает нечисть).

5. Нанесение сакральных и обережных символов

Мы пока не нашли никаких регламентирующих предписаний по нанесению каких-либо сакральных и обережных символов на кол. В селе Данилово на кол ничего не наносят. Однако, на наш взгляд, использование христианской символики, например креста, который можно выжечь или вырезать на осиновой древесине, не может повредить.
* * *

Осиновый кол в могилу колдуна

Иллюстрация: shaminskiy.at.tut.by 

В селе Клюкове хоронили колдуна. Подойти к гробу, где покоился страшный старик, отважились немногие. Сельчане в отдалении молча наблюдали за погребением, изредка перешептываясь друг с другом. Заколачивать крышку и опускать домовину в могилу наняли братьев из соседней деревни: те постоянно находились под градусом и ничего не боялись – ни колдунов, ни самого дьявола. К тому же, им пообещали выдать два литра самогона и закуску. Когда могила была засыпана землей, один из членов этой пьяной похоронной команды вбил в могилу здоровенный осиновый кол. "Так надо, – объяснили сельчане. – Теперь Ерофеич не поднимется, не будет по селу бродить и живых пугать". Некоторые, правда, считали эту меру не вполне достаточной. Особенно расстраивалась бабка Вера, чья матушка была родом из Вологодской губернии. "Надо было Ерофеича из избы не вперед ногами выносить, а головой, – шептала бабка, – а когда его на погост тащили, у первой реки остановиться, перевернуть в гробу и пятки подрезать. Мамка рассказывала, что у них так завсегда делали, когда колдунов хоронили..." Наконец, все было кончено. Народ с облегчением потек с кладбища. Собрались все в избе у Никифоровны. Думали – поминать усопшего или нет. Вроде бы, надо помянуть усопшего, но поминают ли колдунов – никто вспомнить не мог. "Как же за помин-то души пить, ежели он ее черту продал!" – сердилась бабка Вера. Решили просто так выпить и закусить. Пили сначала молча, но вскоре спиртное сделало свое дело – народ расхрабрился. Стали вспоминать, как помирал колдун Ерофеич. А помирал он тяжко. Несколько дней подряд его били судороги и он неоднократно падал с печки. Так под печкой и помер. А еще говорили, что перед смертью колдун старался свою волшебную силу передать. Пока еще мог ходить, бродил по селу и зазывал каждого встречного к себе в дом. Только никто к нему не пошел – страшно было. Лишь когда Ерофеич совсем ослаб, заходили к нему некоторые сердобольные сельчане – накормить да воды подать. Но все равно старались держатся от умирающего подальше и из рук ничего не давали, воду и еду ставили так, чтоб сам мог дотянуться. Предлагали, говорят, лекарства, но Ерофеич от них отказался. Колдун – он и есть колдун...
 
Помню, когда я ребенком отдыхал летом в деревне у бабы Нюши – сестры моей родной бабушки – мне запрещали ходить на двор к Кузиным. Все деревенские были убеждены, что старая Кузина – ведьма. Баба Нюша рассказывала, что она умеет оборачиваться свиньей, а ровно в полночь из трубы их дома вылетает пламя – это ведьма по своим колдовским делам полетела. Я однажды не удержался и, превозмогая страх, ночью подкрался к Кузинскому дому. Действительно, ровно в 12 ночи из трубы вылетел сноп искр. Тогда я жутко испугался, а теперь вот думаю, что печь эти самые Кузины чем-то не тем топили... Между прочим, деревня эта от Москвы всего в 200 км находилась, то есть не так уж и далеко от "цивилизации".

Что же касается покойного Ерофеича из Клюкова, то за несколько лет до его кончины я с ним встречался и даже имел непродолжительную беседу. Думаю, колдуном его считали не случайно. Уже тогда, то есть 15 лет назад, он казался очень старым. И внешность имел необычную: у него были длинные седые волосы, густая спутанная борода и колючий "волчий" взгляд. Жил Ерофеич бобылем, разговаривать не любил, вина не пил, а в его ветхом домишке, стоящем на самом краю села рядом с погостом, на котором его потом и схоронили, не было ни иконки, ни лампадки. На улицу Ерофеич выходил только под вечер, а что делал днем – одному черту известно (сельчане уверяли, что Ерофеич никогда не работал, жил продуктами с собственного огорода). Ходил он всегда насупившись, смотрел на белый свет исподлобья. Завидев идущего с большой суковатой палкой колдуна, сельчане спешили укрыться в избах, опасаясь "сглаза и порчи". Все свои беды (картошку колорадский жук поел, Ванька-тракторист вместе с трактором в речку свалился, теленок издох, куры плохо несутся, Матрену муж бросил и к почтальонше ушел и т.п.) они приписывали исключительно колдовским козням Ерофеича. Однако ссориться с ним, а тем паче побить, никто никогда не решался. Я, как городской житель, только смеялся над простодушием деревенских. И однажды, несмотря на то, что меня пытались отговорить, решил пойти проведать загадочного старика. Ерофеич встретил меня нелюбезно, в горницу не пустил. Отрекомендовался я писателем – мол, пишу книгу о деревне, собираю материал и хотел бы побеседовать со старожилом. Но говорить со мной старик не захотел. "Болтают тут про меня невесть что. Все потому, что подлый здесь народ живет, все пьяницы да лентяи... А с вами не о чем нам говорить, ничего я не помню и не знаю. Идите, откуда пришли..." Вот, собственно, и все слова, услышанные мной от Ерофеича. Позже мне кто-то рассказал, что Ерофеич – не местный. Будто бы еще во времена коллективизации он был раскулачен и сослан в Сибирь, но с полпути сбежал, долго где-то скрывался, а потом, когда можно стало, осел в Клюкове. Здесь он не сумел найти общий язык с местными жителями, ни с кем не подружился. Наверное, потому, что, во-первых, был чужаком, а во-вторых, обладал такой пугающей внешностью. В общем, Ерофеич затаил на людей обиду, этим и объяснялись странности его поведения. А поскольку в Клюкове испокон веков жила вера в нечистую силу, местные приняли его за чародея. Да Ерофеич от этого звания и не отказывался. Наверное, ему нравилось, что люди его боятся. И только когда он совсем занемог, страшно ему стало умирать в одиночестве, потому-то и стал он ходить по селу и зазывать к себе. Но сельчане истолковали его действия по-своему – записали в колдуны.

Традиционно в народе считается, что колдуны могут быть добровольные, невольные и природные. Добровольный, понятно дело, становился таковым по собственной воле, совершив соответствующий обряд. Невольному насильно (с помощью различных уловок) передавал знания умирающий колдун. Природный колдун имеет свою генеалогию: девка родит девку, эта вторая принесет третью, и родившийся от третьей мальчик сделается на возрасте колдуном, а девочка – ведьмой. Люди боялись все трех категорий колдунов и для изобличения их использовали обычно три средства: вербную свечу, осиновые дрова и рябиновый прут. Говорили, что если зажечь умеючи приготовленную свечу, то колдуны и колдуньи покажутся вверх ногами. Равным образом, стоит истопить в Великий четверг осиновыми дровами печь, как тотчас все колдуны придут просить золы. Рябиновая же палочка помогает опознать этих недоброхотов во время светлой заутрени: они стоят задом к иконостасу. Было и еще несколько способов выявить колдуна. Например, положить нож острием кверху и прочитать воскресную молитву (Да воскреснет Бог) с конца – тогда колдун либо заревет, либо начнет скверно ругаться. Или взять "сорокообеденный ладан" (пролежавший на престоле во время сорокоуста), растереть в порошок, всыпать в вино либо пиво и дать колдуну выпить – тогда он начнет ходить по избе с одного угла на другой и дверей не найдет. А если в это время предложить ему напиться поганой воды, хотя бы из лоханки, он охотно выпьет ее и затем потеряет всю силу. Был способ и единолично расправиться с колдуном. Для этого достаточно было ударить его наотмашь левой рукой, не оборачиваясь назад. Если при этом прольется кровь, то чародей уже испортился и в колдуны больше не годится.

Вот если бы в селе Клюкове знали хотя бы один из таких способов, то давно бы выяснили, что Ерофеич никаким колдуном не являлся, а был просто несчастным, разобиженным на весь свет, одиноким и странным человеком. Напрасно в его могилу осиновый кол вбили.
Вадим САМОКАТОВ, 09 августа 2004
www.utro.ru

psm 09/10/12 #121 08/01/14

Комментариев нет:

Отправить комментарий