29 июля 1817 года родился Иван Айвазовский (ум. 1900) –
художник-маринист. «Человек, не одаренный памятью, сохраняющей
впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым
фотографическим аппаратом, но истинным художником – никогда. Движения
живых стихий – неуловимы для кисти. Сюжет картины слагается у меня, как
сюжет стихотворения у поэта» (И.Айвазовский).
Ива́н Константи́нович Айвазо́вский (арм. Հովհաննես Կոնստանդինեսի Այվազյան — Ованнес Айвазян; 17 [29] июля 1817 года — 19 апреля [2 мая] 1900 года) — всемирно известный русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат.
Наиболее выдающийся художник-армянин XIX века. Брат армянского историка и священника Габриэла Айвазовского.
Ованес (Иван) Константинович Айвазовский родился в семье купца Константина (Геворга) и Рипсиме Айвазовских.
17 (29) июля 1817 года
священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у
Константина (Геворга) Айвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованес, сын Геворга Айвазяна». Предки Айвазовского были из галицийских армян, переселившихся в Галицию из турецкой Армении в XVIII в.. Известно, что его родственники владели крупной земельной собственностью в районе Львова,
однако никаких документов, более точно описывающих происхождение
Айвазовского, не сохранилось. Его отец Константин (Геворг) и после
переселения в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский»
(фамилия — полонизированная форма армянской фамилии Айвазян).
Сам Айвазовский в своей автобиографии говорит об отце, что тот ввиду
ссоры со своими братьями в юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию, Валахию), где занялся торговлей, оттуда в Феодосию; знал несколько языков.
Автопортрет
Большинство источников приписывают Айвазовскому только армянское происхождение.
Прижизненные публикации, посвященные Айвазовскому, передают с его слов семейное предание о том, что среди его предков были турки .
Согласно этим публикациям, покойный отец художника рассказывал ему, что
прадед художника (согласно Блудовой — по женской линии) был сыном турецкого военачальника и будучи ребенком, при взятии Азова русскими войсками (1696 г.) был спасен от гибели неким армянином, который его крестил и усыновил (вариант — солдатом). После смерти художника (в 1901 году)
его биограф Н. Н. Кузьмин в своей книге рассказал эту же историю,
однако про отца художника, сославшись на неназванный документ в архиве
Айвазовского.
В 1846 г. Айвазовский построил себе в Феодосии
новую просторную мастерскую, где в основном и работал. С натуры он
больше не писал, полагаясь на редкостную зрительную память и на приемы,
которые усвоил когда-то и с тех пор усовершенствовал, доведя до
известного автоматизма. Художник мог исполнить большую картину за
несколько часов, что и делал не раз, щеголяя своим умением перед
изумленными зрителями.
Наследие Айвазовского - целая изобразительная энциклопедия моря, запечатленного в разнообразнейших состояниях. 6000 картин, оставленных им, неравноценны. Среди них есть и шаблонные, и среднего качества, но есть и отличные, вроде знаменитого «Девятого вала» (1850), который волнует своей эффектной романтичностью, или «Черного моря» (1881), решенного, напротив, с удивительной сдержанностью. Кроме того, Айвазовский написал немало исторических батальных картин, повествующих о победных сражениях русского флота. Изображение моря было единственным, что он умел и любил делать. Пытаясь писать обычные пейзажи, он получал более скромные результаты, а изображая человека, обнаруживал беспомощность.
Романтически настроенный живописец, влюбленный в морскую стихию, Айвазовский был вместе с тем художником нового на российской почве типа - умеющим разумно распорядиться талантом и полновесно пользоваться плодами неустанного труда. Он первым, еще до организации ТПХВ, начал устраивать свои выставки в крупных губернских городах. Благосостояние его росло, и значительную часть денег он тратил на общественные нужды, заботясь о родном городе: в 1865 г. открыл в Феодосии первую художественную школу, а в 1880-м - картинную галерею.
При жизни Айвазовского состоялось более 120 выставок его картин не только в России, но и во многих странах. В 1847 г. художник был удостоен звания профессора Академии Художеств, с 1887 г. стал почетным членом Петербургской Академии Художеств. Он был также членом Штутгартской, Флорентийской, Римской и Амстердамской академий. Огромный успех, сопутствовавший ему чуть ли не с самого начала деятельности, надолго пережил его - Айвазовский и по сей день остается популярнейшим и любимейшим многими художником.
Наследие Айвазовского - целая изобразительная энциклопедия моря, запечатленного в разнообразнейших состояниях. 6000 картин, оставленных им, неравноценны. Среди них есть и шаблонные, и среднего качества, но есть и отличные, вроде знаменитого «Девятого вала» (1850), который волнует своей эффектной романтичностью, или «Черного моря» (1881), решенного, напротив, с удивительной сдержанностью. Кроме того, Айвазовский написал немало исторических батальных картин, повествующих о победных сражениях русского флота. Изображение моря было единственным, что он умел и любил делать. Пытаясь писать обычные пейзажи, он получал более скромные результаты, а изображая человека, обнаруживал беспомощность.
Романтически настроенный живописец, влюбленный в морскую стихию, Айвазовский был вместе с тем художником нового на российской почве типа - умеющим разумно распорядиться талантом и полновесно пользоваться плодами неустанного труда. Он первым, еще до организации ТПХВ, начал устраивать свои выставки в крупных губернских городах. Благосостояние его росло, и значительную часть денег он тратил на общественные нужды, заботясь о родном городе: в 1865 г. открыл в Феодосии первую художественную школу, а в 1880-м - картинную галерею.
При жизни Айвазовского состоялось более 120 выставок его картин не только в России, но и во многих странах. В 1847 г. художник был удостоен звания профессора Академии Художеств, с 1887 г. стал почетным членом Петербургской Академии Художеств. Он был также членом Штутгартской, Флорентийской, Римской и Амстердамской академий. Огромный успех, сопутствовавший ему чуть ли не с самого начала деятельности, надолго пережил его - Айвазовский и по сей день остается популярнейшим и любимейшим многими художником.
Черное море. Шторм начинается. 1881 год.
(Черное море. На Черном море начинает разыгрываться буря.)
Иван Айвазовский. Ночь. Голубая волна - 1876 год.
Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года - 1848 год.
Иван Айвазовский. Хаос. Сотворение мира.
1841. Бумага, масло. Музей армянской конгрегации Мхитаристов.
Остров Св. Лазаря, Венеция.
1841. Бумага, масло. Музей армянской конгрегации Мхитаристов.
Остров Св. Лазаря, Венеция.
Десант Н.Н.Раевского у Субаши - 1839 год.
Комментариев нет:
Отправить комментарий