От средневековых английских рыцарей до Эркюля Пуаро и благотворительного месяца "Усабря" - Люсинда Хоксли рассказывает о переменчивой моде на пышное украшение мужской верхней губы.
В истории человечества лицевая растительность то
входила в моду, то выходила из нее. Волосяной покров челюсти и
восхвалялся, и был объектом презрения, и запечатлевался в произведениях
искусства, и даже законодательно запрещался. Жизнь усачей порой бывала
непростой.
Однажды древний человек поднял с земли пустую двустворчатую раковину и
с ее помощью, как пинцетом, выдернул пару волосинок с лица. С тех пор
повелась традиция придавать усам красивую форму. С ходом столетий усы
могли обретать или терять популярность, но их всегда хоть кто-нибудь, да
носил. Цивилизация развивалась, менялось общество, а вместе с ним – и
отношение к усам.
Средневековые рыцари Англии заказывали себе
доспехи, в конструкции которых учитывались роскошные усы владельцев. В
XIV веке принцу Уэльскому Эдуарду поставили памятник на его могиле в
Кентерберийском соборе. Принц изображен в полном боевом облачении:
кольчуга закрывает его лицо и шею, но позволяет усам свисать свободно.
Усы как элемент мужского стиля вошли в моду в
Англии после эпохи королевы Елизаветы I, при которой в фаворе были
бороды. Когда британский трон в начале XVII века занял Яков I, он
щеголял аккуратными усами, память о которых осталась потомкам в
картинах. Его сын Карл I носил подкрученные усы и острую бородку, и
франты как один скопировали этот стиль, глядя на королевские портреты
работы Антониса ван Дейка. И кто знает: возможно, республиканец Оливер
Кромвель, не одаренный столь роскошной растительностью на лице, затеял
революцию просто из зависти к королевским усам. Кромвель казнил не
только Якова I, но и одного из его ближайших сторонников, Артура Капеля.
На миниатюре работы Джона Хоскниса Капель предстает с замечательными
усами: пышными и загибающимися в стороны, как раскрытые театральные
кулисы.
Когда британцы устали от правления пуритан и
вновь захотели театра, танцев и разгула, на трон взошел король Карл II.
Судя по портретам, он начал отпускать усы еще подростком – что
неудивительно для мужа, который участвовал в своей первой битве в 12
лет.
Боевая растительность
В конце XVII века в Европе борода стремительно
вышла из моды, а в России тем временем европеизированный, усатый
император Петр I ввел налог на бороды. Для усов же, наоборот, наступил
золотой век. К началу XIX столетия усы носили роскошными, завитыми и
зачастую соединяющимися с внушительными бакенбардами.
Но молодое поколение восставало против этой
моды: молодежь подражала поэту-романтику, покорившему воображение
Европы. Лорд Байрон чисто брился, лишь иногда оставляя на губе тонкие
романтические усы – он шел в этом против общества, как, впрочем, и во
всем остальном. Несколько десятилетий байронический образ правил бал –
но потом случилась Крымская война, и борода вернулась во всеоружии.
Война закончилась в 1856 году, и приезжавших
домой в Британию солдат едва можно было узнать в густых зарослях их
бород. Решив, что борода – атрибут героический, британские мужчины вновь
стали их растить. Бороды, этот "лицевой грибок" - по выражению
писателя-современника Фрэнка Ричардсона – были повсюду, и усы попросту
терялись на таком фоне.
К концу XIX века мода на бороды наконец прошла –
теперь их носили только пожилые консерваторы. От зарослей на лице
помогло избавиться открытие бактерий и статьи в прессе, увязывавшие с
бородами распространение инфекций. В Европе и Северной Америке были
приняты правила, запрещавшие бородачам работать в общепите, а бородатых
больничных пациентов брили вне зависимости от их желания. Будущее
выглядело розовощеким и гладко выбритым.
В войне усов против бороды подкрепление пришло с
еще одной неожиданной стороны. В Первую мировую войну бородачи толпами
гибли от химического оружия – борода не давала противогазу плотно
прилегать к лицу. Но и для поклонников усов времена были не самые лучшие
– их разрешали растить только военным определенных званий. С окончанием
боевых действий, однако, усы расцвели пышным цветом, как трава на полях
былых сражений.
Усы и мир
Усы стали символом современного мужчины начала
XX века. В 1920 году юная Агата Кристи опубликовала свой первый детектив
"Загадочное происшествие в Стайлзе", представив публике сыщика Эркюля
Пуаро и его напомаженные усы. В Голливуде Кларк Гейбл, Эррол Флинн и
Рональд Колман щеголяли усами записных соблазнителей – но мир уже
катился к Великой депрессии, и усачи получили новый удар.
В 1932 году Уоррен Грэм опубликовал книгу "Как
найти работу во время кризиса". По его мнению, места усам на рабочем
месте на тот момент не оставалось. "Сбрейте усы, если ищете работу, -
писал он. - Усы подходят жиголо или шейху, но во время кризиса таких
вакансий маловато". В 1936 году английский актер Чарльз Лоутон даже
попал в газеты, потому что растил бороду и усы. Автор статьи специально
упоминал, что Лоутон делает это лишь для того, чтобы сыграть Рембрандта.
В Испании усы были символом эпохи сюрреализма.
Усы Сальвадора Дали без преувеличения стали легендой – в начале XXI века
в ходе одного из опросов публика сочла их самыми узнаваемыми в истории.
Когда в 1954 году Дали в интервью спросили, не отрастил ли он усы в
качестве шутки, художник ответил, что это "наиболее серьезный" элемент
его личности.
После Второй мировой войны – что неудивительно –
резко вышли из моды усы-щеточка, зато в Британии стал популярным другой
тип усов: закрученные дуги с торчащими вверх концами, как у бравых
пилотов-истребителей. В 1947 году британский актер и бывший пилот Джимми
Эдвардс на вечеринке в своей лондонской гримерке учредил "Клуб
крученого уса", который процветает и по сей день. Потенциальным членам
необходимо иметь "волосатое украшение верхней губы с ухватистыми
кончиками". Бороды в клубе строго запрещены.
В 1960-70 годы бороды нанесли ответный удар,
оттеснив усы с позиций. Но уже в 1980-е те вновь перешли в контратаку.
Усы Тома Селлека в американском сериале "Частный детектив Магнум"
покорили сердца домохозяек от Майами до Манчестера. Селлеку пытались
подражать Эдди Мерфи и Дик ван Дайк, но побить сердцееда-детектива им не
удалось. В 1990-х Селлек благодаря своим усам даже заполучил роль в
сериале "Друзья", где целовал героиню Монику. Но его украшение меркнет в
сравнении с усами Рам Сингха Чаухана из Индии. Когда их в 2010 году
замеряли для книги рекордов Гиннесса, рулетка показала 4 метра 29
сантиметров.
Если не брать подобных героев-одиночек, в конце
XX века для ращения усов западному мужчине все-таки требовались либо
толика наплевательского отношения к общественному мнению, либо
принадлежность к определенному роду занятий - рок-музыке, например, или
спорту. Очередной поворот случился в 2006 году, когда впервые отмечался "Мовембер" – или "Усабрь" – месяц ноябрь, в течение которого мужчины
отращивают усы для благотворительности. Эта мысль пришла в голову трем
приятелям из Австралии, которые за кружкой пива решили собирать деньги,
отпуская усы. Явление скоро стало глобальным, и за вдохновением
обратились к голливудской классике – в 2012 году компания Philips
запустила рекламную кампанию с обучающим видео "Как сделать усы в стиле
Кларка Гейбла".
С тех пор каждый "Усабрь" многие мужчины растят
усы – или пытаются, уж как у кого получается. Надолго ли хватит этой
моды? История учит нас, что тренды в области лицевой растительности
могут быть столь же преходящими, как туфли на платформе или
брюки-бананы. Но пока что усы, безусловно, вернулись в фавор.
Об авторе. Люсинда Хоксли – писательница, биограф и историк искусства. Она живет в Лондоне.
BBC Culture
Комментариев нет:
Отправить комментарий