Бог через пророка Малахию предвозвестил, что перед самым пришествием в
мир Христа Спасителя явится Предтеча, то есть предшественник Спасителя.
Предтеча будет великим пророком, возвестит людям о скором явлении
Христа и приготовит их к принятию Спасителя.
Его благочестивые родители священник Захария и Елисавета хотя
были уже в преклонном возрасте, но еще не имели детей. Они находились в
родственных связях с праведными Иоакимом и Анной и имели
непосредственное участие в жизни Пресвятой Девы Марии, особенно после
смерти Ее родителей. Праведные Захария и Елисавета сокрушались о своем
бесплодии и усердно молили Бога избавить их от такого несчастья. Господь
услышал молитвы праведников и в глубокой старости даровал им сына.
Евангелист Лука подробно рассказывает об этом событии следующим образом.
Однажды Захария совершал богослужение в иерусалимском Храме.
Когда он вошел в святилище для каждения, там ему явился Ангел Господень,
который стоял по правую сторону жертвенника кадильного, то есть на
котором курился фимиам (ладан). Захария смутился, и страх напал на него.
Ангел же сказал ему: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва
твоя, жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн.
Рождение его принесет радость многим. Он будет велик пред Господом,
будет иметь дары Духа Святого от самого своего рождения и многих людей
обратит к Господу Богу. Он предъидет, то есть будет предшественником,
пред Господом-Спасителем, по духу и силе, как Илия, и приготовит людей к
принятию Спасителя».
Захария
не сразу поверил от радости и сказал: «По чему я узнаю это; ибо я стар,
и жена моя в летах преклонных?» Ангел ответил ему: «Я – Архангел
Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобой. За то, что
ты не поверил моим словам, ты будешь нем и не сможешь говорить до того
дня, пока это сбудется».
Между тем, молившийся народ ждал Захарию и удивлялся, что он замедлил в Храме, в святилище. Он же, вышедши оттуда, не мог говорить с народом и объяснялся знаками. Тогда все поняли, что ему было видение в святилище. По окончании дней службы своей в Храме, Захария возвратился в дом свой. Когда Елисавета узнала о великой Божией милости к ним, она скрывала от людей свою радость со скромностью и благодарила Господа.
Между тем, молившийся народ ждал Захарию и удивлялся, что он замедлил в Храме, в святилище. Он же, вышедши оттуда, не мог говорить с народом и объяснялся знаками. Тогда все поняли, что ему было видение в святилище. По окончании дней службы своей в Храме, Захария возвратился в дом свой. Когда Елисавета узнала о великой Божией милости к ним, она скрывала от людей свою радость со скромностью и благодарила Господа.
У праведных Захарии и Елисаветы вскоре родился сын. Родные и соседи Елисаветы радовались вместе с ней такой милости Господней. В восьмой день, по иудейскому закону, надлежало дать имя младенцу. Родственники и знакомые советовали назвать новорожденного именем Захария, по имени отца, так как у иудеев в те времена было принято передавать в одном роду одни и те же имена. Елисавета же хотела назвать его Иоанном и настаивала на своем. Тогда все присутствующие обратились к священнику Захарии и знаками стали спрашивать его, как он желает назвать своего сына. Захария попросил дощечку и на ней написал: «Иоанн имя ему». Все очень удивились. И тотчас отверзлись уста у Захарии, и он, вдохновленный Святым Духом, начал прославлять Бога и пророчески возвещать о скором пришествии в мир Мессии. Затем, обращаясь к своему сыну Иоанну, он сказал: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицом Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу (приготовить народ к принятию Спасителя) Его спасение в прощении грехов их...»
Все присутствующие от этих слов пришли в большое волнение. События, происшедшие в доме престарелого священника, стали предметом разговоров в горном селении и его окрестностях. Мессианские надежды были живы в это время в народе, все ожидали великого Посланника от Бога. Все слышавшие об этом дивном событии в страхе и удивлении говорили об Иоанне: «Что будет из этого младенца?»
Господь же охранял младенца, и он возрастал и укреплялся духом. Потом Иоанн Предтеча жил в пустыне до дня явления своего народу.
Праздник Иван Купала.
Праздник Ивана Купала был присущ многим славянским народам. От Карпат до севера Руси в ночь с 6 на 7 июля все праздновали этот мистический, загадочный, но в то же время разгульный и веселый день Ивана
Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой. Купаться в
Иванов день — обычай всенародный, но в некоторых областях крестьяне
считали такое купание опасным, так как в этот день именинник — сам
водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и
мстит им тем, что топит всякого неосторожного.
Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Вокруг
них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше, тот будет
счастливее. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю
скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали
снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и
болезни. Молодежь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные
веселые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки.
По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя
спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть —
ведьмы, оборотни, русалки, змеи, колдуны, домовые, водяные, лешие.
Характерная примета Ивана Купалы — многочисленные обычаи и
предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в
Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая
такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью,
их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от
удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки».
Главным героем растительного мира становился в Иванов день
папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С
цветком папоротника, раскрывающимся всего на несколько мгновений в
полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле
они ни находились.
В дореволюционной России Иван Купала принадлежал к числу самых
почитаемых и важных праздников в году, в нём принимало участие всё
население, причём традиция требовала активного включения каждого
участника торжества во все обряды и обязательного выполнения ряда
правил, запретов и обычаев.
Приметы на Ивана Купала
Приметы на Ивана Купала
1. В ночь накануне Ивана Купала девицы опускают на речные волны венки с зажженными лучинками или свечками, завивают венки из Иван-да-Марьи, лопуха, богородицкой травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь! (Девушки, прежде чем исполнить этот обряд, стоит поэкспериментировать с различным горючим материалом и выбрать что-нибудь наиболее долгогорящее:).
2. В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому
следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя
от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не
поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится! (Где
наши лошадки и где та Лысая гора:).
3. В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло,
которое признается целительным средством против разных недугов.
(Интересно, что понимается под муравьиным маслом? Может быть, муравьиная
кислота?).
4. В зачарованную купальскую ночь деревья переходят с места на
место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев;
беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью
наполняются особой, чудодейственной силой. (Страшно оказаться в таком
лесу, где деревья могут вспомнить обо всем зле, причиненном человеком?)
5. В Иванову ночь собирают траву богатенку, которую втыкают в
стену на имя каждого из семьи; чей цветок скоро завянет, тому или
умереть в этот год, или захворать. (Очень грустное поверье, даже
комментировать не хочется)
6. Если в эту ночь сорвать цветок Иван-да-Марьи и вложить в углы
избы, вор не подойдет к дому: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цветки
растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что
разговаривают хозяин с хозяйкою. (Иван-да-Марью в наши дни может
заменить радио или магнитофон).
7. В полночь нужно не глядя набрать цветов и положить под
подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если
набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник
(подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живешь при дороге,
видишь малого и старого, скажи моего суженого!» (Эта примета подходит
биологам. Кто, кроме них, сумеет отличить одну травинку от другой?).
8. На Иванов день до восхода солнца нужно пронести через свое
стадо медвежью голову и зарыть посреди двора, тогда среди скота падежа
не будет. (Возможно, так и произойдет, если скотина благополучно
переживет нервный стресс от вида и запаха медвежьей головы).
9. Если на Иванов день перелезать двенадцать огородов, любое
желание сбудется. (Все исполнится, особенно если вовремя сумеете убежать
от разгневанных садоводов-огородников).
Комментариев нет:
Отправить комментарий