Николай Алексеевич Некрасов
Зеленый Шум 1)
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!
Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако, — всё зелено,
И воздух, и вода!
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако, — всё зелено,
И воздух, и вода!
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!
Зеленый Шум, весенний шум!
Скромна моя хозяюшка
Наталья Патрикеевна,
Водой не замутит!
Да с ней беда случилася,
Как лето жил я в Питере...
Сама сказала, глупая,
Типун ей на язык!
В избе сам-друг с обманщицей
Зима нас заперла,
В мои глаза суровые
Глядит, — молчит жена.
Молчу... а дума лютая
Покоя не дает:
Убить... так жаль сердечную!
Стерпеть — так силы нет!
А тут зима косматая
Ревет и день и ночь:
«Убей, убей изменницу!
Злодея изведи!
Не то весь век промаешься,
Ни днем, ни долгой ноченькой
Покоя не найдешь.
В глаза твои бесстыжие
Соседи наплюют!..»
Под песню-вьюгу зимнюю
Окрепла дума лютая —
Припас я вострый нож...
Да вдруг весна подкралася...
Зима нас заперла,
В мои глаза суровые
Глядит, — молчит жена.
Молчу... а дума лютая
Покоя не дает:
Убить... так жаль сердечную!
Стерпеть — так силы нет!
А тут зима косматая
Ревет и день и ночь:
«Убей, убей изменницу!
Злодея изведи!
Не то весь век промаешься,
Ни днем, ни долгой ноченькой
Покоя не найдешь.
В глаза твои бесстыжие
Соседи наплюют!..»
Под песню-вьюгу зимнюю
Окрепла дума лютая —
Припас я вострый нож...
Да вдруг весна подкралася...
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!
Зеленый Шум, весенний шум!
Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят;
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса;
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька
С зеленою косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен...
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему...
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!
Зеленый Шум, весенний шум!
Слабеет дума лютая,
Нож валится из рук,
И всё мне песня слышится
Одна — в лесу, в лугу:
«Люби, покуда любится,
Терпи, покуда терпится,
Прощай, пока прощается,
И — бог тебе судья!»
1) Так народ называет пробуждение природы весной.
(Из книги: Осокин В.Н. Рассказы о русском пейзаже. – М.: Детская литература, 1963)
В своих "Воспоминаниях" А.А.Рылов писал: "Я очень много трудился над этим мотивом, несколько раз все перекомпоновывая и переписывая, стараясь передать ощущение от веселого шума берез, от широкого простора реки. Жил я летом на крутом, высоком берегу Вятки, под окнами шумели березы целыми днями, затихая только к вечеру; протекала широкая река; виднелись дали с озерами и лесами. Оттуда поехал в имение к ученице. Там аллея старых берез, идущая от дома в поле, тоже всегда шумела. Я любил ходить по ней и писать и рисовать эти березы. Когда я приехал в Петербург, то в ушах у меня остался этот "зеленый шум"...
Над картиной он продолжал работать в Петербурге, в мастерской на седьмом этаже огромного дома, мрачно возвышавшегося над деревянными домиками Гавани. Тут пахло морем, кричали чайки, далеко белели паруса. Отсюда можно было увидеть Кронштадт, Ораниенбаум, Петергоф, Стрельну. Но это – в хорошую погоду.
"В бурную ночь, – вспоминал художник свой седьмой этаж, – в гаванском доме бывало жутко, в особенности когда я остался единственным жильцом на весь этаж: остальные жильцы все выехали, когда домохозяин прибавил плату за квартиры". И снова о картине: "Я удивился, что Архипу Ивановичу <Куинджи> понравилась эта картина, и был, конечно, страшно рад. Позвали Богаевского и стали втроем курить и мирно беседовать. Богаевский, увидев мою картину, стал декламировать некрасовское стихотворение "Идет, гудет зеленый шум..." Так и дано было название картине "Зеленый шум"..." (Рылов А. Воспоминания. – Л.: Художник РСФСР, 1966)
2) В 1904 году появилась картина "Зеленый Шум". Она поразила всех изобилием новых, свежих лесных красок. Ее автор, Алексей Александрович Рылов,
показал зеленый убор леса в его трепетно-живой прелести с многообразием
тех красок и цветовых тонов, о которых говорил Шкляревский. Казалось,
что в строгие залы Русского музея, называвшегося тогда Музеем императора
Александра III, с этой картины и вправду вместе с пронизывающим ветром
ворвался зеленый шум.
Посмотрим
на картину Рылова. Зритель словно стоит на возвышенности, с которой
открывается широкий вид на пойму темно-синей реки с парусами лодок.
Рядом с ним шумят старые, молодые и совсем юные деревья. День, как
видно, выдался ветреный. По чистому весеннему, нежно-бирюзовому небу
несутся кучевые облака. Белые, лиловые, розовые – они освещены невидимым
на картине, но где-то близко сверкающим солнцем. От этого и листва
деревьев светится по-разному. Она будто осыпана блестящими или
драгоценными камнями – это перевернулись от ветра сотни трепещущих,
пляшущих листочков.
На солнечной стороне листва светится теплыми – зелеными и
желтоватыми бликами, на темной – погружена в холодную гамму
темно-зеленых, почти черных тонов.
Вся природа ликует. Она преисполнена силы и свежести. По
русской земле идет-гудет Зеленый Шум... Деревья, только что одевшиеся
нарядной листвой, и буйный, озорной ветер водят хоровод.
Многие справедливо находили общность этой музыкальной картины,
этого радостного праздника красок с певучим и раздольным, обильным
цветом пейзажем Левитана "Облако". Вместе с тем "звонкость" картины
Рылова и простота мотива чем-то роднили ее с творчеством Куинджи.
(Из книги: Осокин В.Н. Рассказы о русском пейзаже. – М.: Детская литература, 1963)
В своих "Воспоминаниях" А.А.Рылов писал: "Я очень много трудился над этим мотивом, несколько раз все перекомпоновывая и переписывая, стараясь передать ощущение от веселого шума берез, от широкого простора реки. Жил я летом на крутом, высоком берегу Вятки, под окнами шумели березы целыми днями, затихая только к вечеру; протекала широкая река; виднелись дали с озерами и лесами. Оттуда поехал в имение к ученице. Там аллея старых берез, идущая от дома в поле, тоже всегда шумела. Я любил ходить по ней и писать и рисовать эти березы. Когда я приехал в Петербург, то в ушах у меня остался этот "зеленый шум"...
Над картиной он продолжал работать в Петербурге, в мастерской на седьмом этаже огромного дома, мрачно возвышавшегося над деревянными домиками Гавани. Тут пахло морем, кричали чайки, далеко белели паруса. Отсюда можно было увидеть Кронштадт, Ораниенбаум, Петергоф, Стрельну. Но это – в хорошую погоду.
"В бурную ночь, – вспоминал художник свой седьмой этаж, – в гаванском доме бывало жутко, в особенности когда я остался единственным жильцом на весь этаж: остальные жильцы все выехали, когда домохозяин прибавил плату за квартиры". И снова о картине: "Я удивился, что Архипу Ивановичу <Куинджи> понравилась эта картина, и был, конечно, страшно рад. Позвали Богаевского и стали втроем курить и мирно беседовать. Богаевский, увидев мою картину, стал декламировать некрасовское стихотворение "Идет, гудет зеленый шум..." Так и дано было название картине "Зеленый шум"..." (Рылов А. Воспоминания. – Л.: Художник РСФСР, 1966)
*Над картиной "Зеленый шум" (1904)
художник работал два года, писал ее в мастерской, используя опыт
наблюдения натуры и массу этюдов, сделанных в окрестностях Вятки и
Петербурга. Первый экземпляр находится в Русском музее. Второй – в
Москве, в Третьяковской галерее, третий – в Киеве, в Музее русского
искусства.
* Рылов
Аркадий Александрович (1870–1939), живописец, заслуженный деятель
искусств РСФСР (1935). Учился в Центральном училище техники рисования
(1888–91) и АХ (1894–97) у А. И. Куинджи, академик (1915). Преподавал в
Рисовальной школе ОПХ (1902–18), АХ (1918-29). Член объединения "Мир
искусства", Общества имени А. И. Куинджи (1925–30), АХРР (1925–26).
Мастер романтических пейзажей-картин.
Комментариев нет:
Отправить комментарий