"ФАКТЫ" расспросили эксперта
по казакам-характерникам об этих загадочных людях, отличившихся ровно
790 лет назад в известном бою на Калке
— Данные
об этом очень противоречивы. С одной стороны, казаки всегда считались
в народе защитниками христианской веры. Несмотря на это, имеется немало
фактов, указывающих на то, что среди ранних запорожцев далеко не все
были христианами. Кстати, обычно чародеев хоронили без
церковнослужителей. Выдающийся исследователь фольклора Запорожского края
Яков Новицкий описал погребение характерника по прозвищу Довгий. Даже
умерев, запорожец не лежал, а двигался. Из-за этого его вынуждены были
привязать канатом. «Сошлось там столько-то запорожцев, выкопали яму
и давай хоронить без попа. Как спустили его в яму, Довгий и говорит:
„Ну, братья, давайте осиновый кол и будем печатать“. Забили ему кол
в грудь и засыпали землей». Описывая могучие возможности казаков-зверей,
Дмитрий Яворницкий также упоминал о специфических отношениях
характерников с церковнослужителями. В его работе упоминается: «Был
такой силач, что когда он причащался, то четыре человека должно
поддерживать священника, чтобы тот не упал от одного дуновения богатыря,
ибо только он дохнет, как от того дыхания человек падал с ног. А когда
разрушали Сечь, то там был такой силач, одним дыханием мог убить
человека».
Одним
из наиболее известных казаков-характерников считается легендарный
кошевой Иван Сирко, чье прозвище является одним из синонимов хорта.
Говорили, что этого казака не брали ни пуля, ни меч, а сам он частенько
оборачивался в волка. Когда он подставлял руку под удар сабли, на ней
оставался только синий след. По преданиям, после смерти своего кошевого
казаки отрезали его правую руку и всюду брали ее в походы. Со временем
культ характерников перешел и на участников гайдамацкого восстания
Колиивщина.
С такой же легкостью характерники покоряли пространство. Сотни километров они преодолевали пешком за пару дней. И все это без малейших признаков усталости! Внезапно оказывались перед не подозревающим об опасности противником – и бросались в бой.
Вот тогда-то для врагов начиналось самое страшное…
В рукопашной характерник стоил сотни обычных рубак. Каждый удар был смертоносным и походил на оружие массового поражения. Все происходило по былинным стандартам: «Где махнет — там станет улица, отмахнется — переулочек».
Мало того – характерники для врага были буквально неуязвимы. Их и сабля не рубила, и пушечное ядро стороной обходило, а пули… С ними вообще происходило нечто необъяснимое. Если атакующего запорожца враг встречал залпом из пистолей, то характерник ссыпал попавшие в него пули в пригоршню и швырял их в неприятеля. Те, в кого он попадал, погибали в страшных мучениях, а казак продолжал сражаться, как ни в чем не бывало.
Польскими армейскими приказами прямым текстом предписывалось перед битвой с «гайдамаками» освящать пули в церкви, окропляя их святой водой и служа специальный молебен. К сожалению, сведений об эффективности такого спецсредства не сохранилось.
Враги казаков, имеющие опыт непосредственных битв с ними, рассматривали методы и способности характерников как некую систему боевых приемов. Предполагалось, вероятно, что если повезет каким-то образом выведать военную тайну, то можно будет технологически освоить эти приемы, ввести в своей армии такой спецкурс молодого бойца и воспитать собственных характерников. Пусть хитрости связаны с нечистой силой, чародейством, не важно: нужно только разгадать и освоить. Потому в казачий стан постоянно засылались лазутчики, пленных нещадно пытали, – все напрасно. Тайна осталась сокрытой.
Прежде всего, отмечалось умение чудодейственно исцелять страждущих. Стоило за дело взяться характернику – раны быстро затягивались, боли исчезали, казак возвращался в строй. Лечили не только раненых, но и тяжелобольных: наложением рук, шептанием, отварами трав, взглядом. Характерники явно владели приемами гипноза. Каждый из них умел насылать на противника «морок», «дурь», а то и сон наводить. Каждый мог «воодушевить» станичников до состояния берсерков.
В некоторых сказаниях описываются ситуации, когда характерник «видит» то, что происходит за горизонтом. Не угадывает, не предполагает, а просто видит. Причем довольно детально. Любопытно, что это умение в текстах просто упоминается, оно не оценивается как чародейство: ну, мол, видит он так, обычное дело, никаких чудес.
Совсем по-другому повествуют тексты о способности характерников предсказывать погоду не по известным каждому казаку приметам, а по звездам. Современные исследователи видят в этом доказательства знания характерниками практической астрологии. В ряде песен встречаются намеки на умение характерников не только предсказывать, но и влиять на погоду, делая ее более подходящей для предстоящего сражения. Например, вызвать ливень перед стычкой с татарской конницей, чтобы вражеские копыта в грязи завязли.
Со стихиями характерники были накоротке. Они всегда знали, где в степи легко докопаться до воды, умели ходить по огню, по морю, аки по суху, и часами блуждать глубоко под водой. Переправа через широкие реки, казалось, была любимым способом отдохновения от повседневных тягот. Характерник просто расстеливал по водной поверхности свою бурку, устраивался на ней поудобнее, доставал припрятанную бандуру и музицировал, напевая «думки», пока поток переносил его в нужное место.
Запорожская Сечь остается по-прежнему таинственной для нас страной, неизведанной, неразгаданной. А за последние полтора века усилиями политиков и историков-любителей «мгла скрывающая» стала почти непроницаемой. Мы не знаем, что помогало казакам – безграмотным жителям степных захолустий – с невероятной легкостью брать неприступные крепости, побеждать прекрасно обученные армии многочисленных неприятелей. Возможно, этому способствовали усилия характерников, возможно, решающую роль играли совсем другие силы.
Сегодня модно утверждение, что вся Запорожская Сечь была братством характерников. Однако сохранившиеся источники, песни, легенды, сказания свидетельствуют, что этих воинов-колдунов было мало, сражались они, как правило, в одиночку, а в группы собирались только в исключительных случаях.
Для запорожцев, как и для всех остальных казаков, православие было очень мощным фактором. Сражались за веру. Но характерники православными не были. Церковь провозглашала их чародеями, вурдалаками, иноверцами. Их запрещалось хоронить на кладбищах. В грудь покойника вбивали осиновый кол и укладывали лицом вниз, дабы солнечные лучи не могли бы даже случайно осветить безбожные глаза. Могилы характерников располагали в виде курганов, подальше и от поселений, и от кладбищ.
По преданию, пять лет не хоронили самого известного характерника – Ивана Сирко, который целых 12 лет был кошевым атаманом, участвовал в 55 битвах и не потерпел ни одного поражения. Отправляясь на войну, казаки брали с собой его труп, чтобы своим телесным присутствием он помогал бы им побеждать. Потом возили только правую руку. Потом отправили череп в Москву…
Словно кто-то целенаправленно уничтожал память о характерниках, старательно затирал уже еле видные следы их героизма. Большая часть территории, на которой пребывали сечевики, залита Каховским морем. Мы даже не знаем, откуда взялись характерники.
Одни считают, что их породила Сечь. Другие настаивают, что они – потомки боевых отрядов волхвов Перуна. Третьи ищут их родину в Азии, среди ассасинов. Четвертые объявляют их последователями друидов. Пятые убеждены, что характерники – праправнуки древних арийцев, подкрепляя свое мнение тем, что само название их связано не с греческим «характер» (резьба, клеймо), а с наименованием некогда могущественных арийских воинов – «махарати», способных подпитываться духовной энергией ведических мантр.
Как бы то ни было, характерники – часть нашей истории, нашей культуры, и поиск правды о них вряд ли прекратится в скором времени.

Наших характерников многим напоминают японские ниндзя, о которых подростки точно знают. Хотя в школах истории именно Украины, а не Японии, должна быть большее внимание ...
В. Шевчук пишет о волхвов следующее: «Они, считалось, знали тайную силу вещей, явлений и владели своей, выработанной в веках, наукой и приемами, с помощью которых эту веру вселяли в массы. Они занимались пророчеством, то есть предвещали о будущем, почему и называли их вещунами».
Нам на башне стать:
Москаль станет с мечами,
А мы с палашами,
Не выбьешь палашами,
Выбьет кулаками,
Пусть слава не ляжет
Промеж казаками!...
Иван Сирко, необычайно талантливый воин и выдающийся политический деятель
своего времени, осуществил около 50 военных походов, и не потерпел ни одного
поражения.
Чего стоит только участие во франко-испанской Тридцатилетней войне (1618—1648) на стороне французов! В 1646 году, согласно договору с французами, подписанным Богданом Хмельницким, 2500 казаков через Гданьск по морю добрались до французского порта Кале. Вели казаков полковники Сирко и Солтенко. Именно благодаря военному искусству запорожцев удалось взять неприступную крепость Дюнкерк, которая находилась в руках испанцев.
Крепость имела важное стратегическое значение — ее называли «ключом от Ла-Манша». Французы многократно пытались взять Дюнкерк, но тщетно. А казаки взяли крепость за несколько дней и, по сути, вручили французам столь желанный «ключ». Воевал Сирко и против турецкого султана, одерживая многочисленные славные победы. Не зря турки и татары называли Сирко Урус-Шайтаном и Семиголовым драконом.Именем легендарного атамана подписано знаменитое письмо турецкому султану Мухаммеду IV — то самое, которое увековечил на своей картине Илья Репин!Авторитет Ивана Серко в Сечи был огромен. Поэтому неудивительно, что запорожские казаки 12 раз избирали его кошевым атаманом — с 1659 года по август 1680-го, т.е. до самой смерти.
В ноябре 1967 года, когда берег, на котором находилась могила кошевого атамана, подмыли волны Каховского водохранилища, останки атамана перезахоронили. Но перед этим при очень странных обстоятельствах череп атамана изъяли из могилы…
Казаки-характерники —
одни из самых таинственных персонажей в истории украинского казачества.
Сведения о них полны легенд и мистификаций. За годы независимости
в Украине появилось немало публикаций, посвященных этой тематике. Однако
истина до сих пор скрывается под завесой таинственности. Считается, что
характерники — это потомки бродников — населения, во времена Руси
проживавшего между реками Днестр и Днепр. Особо отличились бродники
в бою, который состоялся на речке Калка между войском русских князей
и татаро-монголами 31 мая 1223 года. Сегодня, в 790-летнюю годовщину знаменитой битвы, «ФАКТЫ» расспросили о характерниках сооснователя
Украинского традиционалистического клуба, ассистента кафедры философии
и педагогики Национального транспортного университета Эдуарда
Анатольевича Юрченко.
«Воинам-характерникам приписывали умение чуять зарытые клады и даже оживлять людей»
— Эдуард
Анатольевич, официальная историография называет битву на Калке первым
столкновением русской армии и татаро-монголов. Какую же роль в этом
сражении играли бродники?
* Характе́рник (укр. Характерник, химородник, галдовник, заморочник) — наименование ведуна, целителя, духовного наставника в Запорожской Сечи, который занимался не только ведовством или гаданием, но и лечением раненых казаков, их психологической и физической подготовкой, о чём свидетельствуют различные свидетельства очевидцев, украинских народных легенд и парафраз. Согласно украинской мифологии характерники обладали магическими способностями, которые они использовали для нужд запорожских казаков. Характерники в украинской мифологии имеют положительный образ, который выражается в персонифицированной легендарной личности казака Мамая*.
— Самую
непосредственную. Они были достойными союзниками татар и сражались
на их стороне, русские же князья помогали половцам, которые считались
не самыми хорошими соседями для бродников. Известно, что русская армия
оказалась в окружении и в течение трех дней отбивала атаки противника.
В летописях сказано, что именно атаман бродников Плоскиня вел переговоры
с русичами о почетной капитуляции. Правда, когда дружинники с князьями
вышли из укрепления, бродники связали их и передали монголам.
В исторических хрониках битва на реке Калка — одно из немногих
упоминаний об этом таинственном народе. А ведь именно от бродников пошли
«воины-волки» или, как их еще называли, казаки-характерники.
— Иными словами, оборотни?
— Само
понятие воина-оборотня во времена казачества тесно связано с сословием
так называемых казаков-характерников. К сожалению, это явление
в украинском военном деле до сих хор мало изучено. Поэтому историкам
приходится опираться фактически только на фольклор и одиночные
письменные упоминания.
*Мамай стал олицетворением обобщенного образа казака-характерника в украинской сакральной традиции
Нередко
к воинам-зверям, как их еще называли, относили казаческую воинскую
элиту, не только имевшую высокие воинские звания, но и обладавшую особой
магией. Практически все казацкие гетманы, кошевые атаманы и известные
полковники были характерниками.
Считалось, что характерники владели
тайными ведическими знаниями, доставшимися им в наследство от волхвов
времен дохристианской Руси. По мнению некоторых исследователей,
во времена насаждения христианства на Руси части жрецов и охранников
древних святилищ удалось укрыться от гонений на незаселенных островах
Днепра, берегах Буга и Днестра, в Карпатах и густых лесах. В течение
столетий они сохраняли свои обычаи и переросли в определенное
духовно-воинское сословие. Чародеям приписывали умение чуять зарытые
клады, полами кафтанов ловить пули и ядра, заговаривать кровоточащие
раны и даже оживлять людей.
*Считалось, что характерники были сильными колдунами, способными останавливать сильное кровотечение, заговаривать пули, ловить пули голыми руками, ходить по воде и огню, часами находиться под водой, становиться невидимыми, гипнотизировать, появляться одновременно в нескольких местах и вызывать страшный ужас среди врагов. Характерники могли видеть будущее, воскрешать умерших и управлять погодой. Характерника можно было убить только серебряной пулей.
Умершему характернику, чтобы он не мог воскреснуть, необходимо было вбить кол в грудь. Характерника хоронили лицом вниз. Согласно историку Светлане Бессоновой таким образом хоронили «опасных людей-колдунов, чьё посмертное влияние было нежелательным. Для этого их хоронили лицом вниз, чтобы солнце не коснулось их своим животворящим лучом». Одно из таких захоронений было обнаружено в 1936 году в так называемой «Архангельской могиле» возле села Архангельское Ясиноватского района Донецкой области.
Казак Мамай — идеализированный персонифицированный образ мудреца, воина, странника, сказочника и характерника
Особым
умением характерников была способность превращаться в волков или хортов
(борзая собака, использовалась во время охоты для травли зверей. — Ред.).
Недаром казачья Сечь располагалась именно на острове Хортица, который,
по одной из версий, был назван в честь хорта. Кстати, именно на Хортице
находился и священный дуб дохристианского бога грома Перуна, спутником
которого был волк. В народных преданиях описывается внешний вид
оборотня. Во всех случаях он мало отличается от волка. Единственным
различием является то, что его задние лапы изогнуты в коленном суставе
вперед, и он может становиться на задние лапы.
Казак Мамай. Народная картина. XVII в.
- идеализированный образ казака и украинца
- идеализированный образ казака и украинца
Киев, площадь Независимости
Памятник казаку Мамаю. 2003
Памятник казаку Мамаю. 2003
Вероятнее всего, казаки прекрасно владели искусством гипноза
— Один
из самых известных исследователей украинского казачества академик
Дмитрий Яворницкий в своей «Истории запорожских казаков» не раз говорил
о необычных способностях запорожцев, — продолжает Эдуард Юрченко.
— Характерников он описывал как тех, «кого ни вода, ни сабля, ни обычная
пуля, кроме серебряной, не брали. Такие люди могли отпирать замки без
ключей, плавать на лодке по полу, как по морским волнам, переправляться
через реки на кошме или рогоже, брать голыми руками раскаленные ядра,
видеть на несколько верст вокруг себя посредством особых „верцадел“,
жить на дне реки, вылезать из крепко завязанных или даже зашитых мешков,
превращаться в котов, оборачивать людей в кусты, всадников в птиц,
залезать в обычное ведро и плыть в нем под водой сотни и тысячи верст».
Вероятнее
всего, характерники прекрасно владели искусством гипноза. Существует
немало историй о том, как отряд запорожцев умудрялся избежать боя
с врагом, превосходящим его численно. Казаки так втыкали вокруг себя
колья, чтобы получилась изгородь. Нападавшим же мерещилась роща, и они
под влиянием «морока» проходили мимо. Случалось, что под влиянием
гипноза характерников их противники вскрывали друг другу горло.
— Много данных о казаках-оборотнях можно найти в исторических летописях?
— Рассказы
о воинах-зверях будоражили умы обывателей тех времен. Согласно
европейским традиционным верованиям, оборотня нельзя убить обычным
оружием. Для этого необходимы пули, отлитые из серебра. Не миновала сия
чаша и характерников. Исторические хроники пестрят рассказами
об использовании против казаков специальных серебряных пуль. Так,
в знаменитой «Истории Русов» описано убийство в 1656 году поляками
наказного гетмана Войска запорожского Ивана Золотаренко, которого
народная молва причисляла к характерникам: «Наказной гетман Золотаренко,
возвращаясь с войском по повелению Царя внутрь Беларуси и проходя город
Старый Быхов, ружейным выстрелом, который сделал с другой колокольни
католический органист Томаш из засады, был убит насмерть, а органист
признался добровольно, что подговорен был на сие преступление
католическими ксендзами, которые дали ему пулю от мушкета из священной
чаши, по его словам, освященную и скрепленную особыми заклинаннями.
А обещано ему за то рядом с мучениками царство Небесное и воспитание
детей в школах иезуитских. И действительно, по осмотре оказалась та пуля
необычной: в ней нуртовина была серебряной с латинскими буквами!».
В дальнейшем
эта история имела продолжение. Соратники Золотаренко доставили тело
погибшего командира на его родину в Корсунь. Во время обряда погребения,
проходившего в деревянной церкви, выстроенной на средства покойного,
в церковь ударила молния. Случился пожар, в результате которого «тело
убитого вместе с церковью сгорело в пепел».
Как
видно из документов, поляки часто встречались с характерниками.
В «Хронике всего мира» средневекового польского историка Мартина
Бельского описывается битва Ивана Пидковы с молдаванами под Яссами
в 1577 году. В ней упоминается запорожец, умевший заговаривать ружейные
пули. Другой средневековый польский историк Бартош Папроцкий,
рассказывая о походе гетмана Самуила Зборовского в Молдавию в 1583 году,
указал на такой эпизод. Во время мирных переговоров с татарской
делегацией один из казаков, находящихся в польском войске, выстрелил
в парламентера. Разозленный гетман приказал казнить наглеца. Однако
на защиту боевого товарища поднялось все войско, так как этот казак был
характерником и умел, заговаривая пули, делать их неопасными для себя
и окружающих. Еще один хронист капеллан Окольский указывал на огромное
количество казаков-чародеев во время осады поляками Говтвы в 1638 году:
«Тысячами посадили на валах людей, пушку поставили на шанцы, сотнями
обсадили башни и ворота, на высоких крышах рассадили чародеев
и чародеек, чтобы следили оттуда и чинили заговоры на добрую стрельбу,
воздух и огонь».
«Среди ранних запорожцев далеко не все были христианами»
— Как воспринимала характерництво церковь?


Говорят, что атаман запорожских казаков Иван Сирко:
-Не проиграл ни одного сражения
-Подписал знаменитое письмо запорожцев турецкому султану
-Участвовал во взятии крепости Дюнкерк во время Тридцатилетней войны
-После смерти атамана казаки побеждали врагов, выставляя вперед его отрезанную руку
-В 1812 году руку Ивана Сирко три раза обнесли вокруг занятой французами Москвы, и судьба войны была решена
-Его называли оборотнем и характерником, а турки — Урус-Шайтаном.
Польский хронист Анжей Китович, участник событий 1786 года,
так описывал гайдамаков: «Поляки верили сильно, что между гайдамаками
находилось много характерников, которых не брали пули. Рассказывали
с клятвой не раз, что видели гайдамаков, сметающих с себя пули, которые
им в лицо или грудь попадали, что вытаскивали такие пули из-за пазухи,
назад полякам посылали. Поэтому наши суеверие суеверием побеждали, делая
пули для гайдамаков, лили их на пшеницу освященную, и уже такая пуля
должна была достаться гайдамаку».
— Говорят, воины-оборотни были еще и хорошими медиками?
— В отличие
от военных, заговорами и лечебными практиками у запорожцев занимались
в основном кашевары. Кстати, чародеи умело влияли на психологический
настрой запорожцев перед боем. В своей монографии «Тайны боевых искусств
Украины» исследователь Тарас Коляндрук приводил такой пример повышения
боевого духа запорожцев: «Казацкие характерники умели использовать
и такие катализаторы, которые сейчас принято называть психотропными
средствами. Вот свидетельство одного молодого крестьянина о том, как
чародей Шелест хотел принять его в гайдамаки. Когда крестьянин из страха
отказался, Шелест дал ему выпить немного водки, а потом вымазал лицо
ружейным порохом, смешанным с водкой: «Тогда он насыпал на ладонь пороху
и растер — растер с водкой, и помазал мне по виду (лицу. — Ред.), то такая сейчас охота взяла, что только дай копье в руки, кажется, пошел бы и душил бы всякого».
* * *
Казаки характерники
Большинство наших соотечественников в жизни не слышали даже
слова «характерники», хотя когда-то о них знал любой казак. Кем они
были: историческими личностями или сказочными персонажами? Наверное, и
то, и другое. Со временем все труднее выискивать истину в былом…
Запорожское секретное оружие
В странах, периодически воевавших с Запорожской Сечью, в
казаках-характерниках видели, прежде всего, опасного противника,
обладающего сверхъестественными способностями. Как непреложный факт в
документах фиксировалось их умение преодолевать любые преграды. То ли
по воздуху, то ли под землей, то ли сквозь стены умудрялись они
незаметно проходить в нужное место, и никакие стражники были не в силах
им воспрепятствовать. Самые хитроумные фортификационные устройства
теряли свои охранные свойства, превращаясь в удобные пути
проникновения.
С такой же легкостью характерники покоряли пространство. Сотни километров они преодолевали пешком за пару дней. И все это без малейших признаков усталости! Внезапно оказывались перед не подозревающим об опасности противником – и бросались в бой.
Вот тогда-то для врагов начиналось самое страшное…
В рукопашной характерник стоил сотни обычных рубак. Каждый удар был смертоносным и походил на оружие массового поражения. Все происходило по былинным стандартам: «Где махнет — там станет улица, отмахнется — переулочек».
Мало того – характерники для врага были буквально неуязвимы. Их и сабля не рубила, и пушечное ядро стороной обходило, а пули… С ними вообще происходило нечто необъяснимое. Если атакующего запорожца враг встречал залпом из пистолей, то характерник ссыпал попавшие в него пули в пригоршню и швырял их в неприятеля. Те, в кого он попадал, погибали в страшных мучениях, а казак продолжал сражаться, как ни в чем не бывало.
Польскими армейскими приказами прямым текстом предписывалось перед битвой с «гайдамаками» освящать пули в церкви, окропляя их святой водой и служа специальный молебен. К сожалению, сведений об эффективности такого спецсредства не сохранилось.
Враги казаков, имеющие опыт непосредственных битв с ними, рассматривали методы и способности характерников как некую систему боевых приемов. Предполагалось, вероятно, что если повезет каким-то образом выведать военную тайну, то можно будет технологически освоить эти приемы, ввести в своей армии такой спецкурс молодого бойца и воспитать собственных характерников. Пусть хитрости связаны с нечистой силой, чародейством, не важно: нужно только разгадать и освоить. Потому в казачий стан постоянно засылались лазутчики, пленных нещадно пытали, – все напрасно. Тайна осталась сокрытой.
Воин-колдун
В странах, более отдаленных от Сечи, на характерников смотрели под
несколько другим углом: преимущественное внимание уделялось
чародейскому аспекту. Для них характерник прежде всего колдун, знахарь,
волшебник. Впрочем, и сами запорожцы были того же мнения.
Прежде всего, отмечалось умение чудодейственно исцелять страждущих. Стоило за дело взяться характернику – раны быстро затягивались, боли исчезали, казак возвращался в строй. Лечили не только раненых, но и тяжелобольных: наложением рук, шептанием, отварами трав, взглядом. Характерники явно владели приемами гипноза. Каждый из них умел насылать на противника «морок», «дурь», а то и сон наводить. Каждый мог «воодушевить» станичников до состояния берсерков.
В некоторых сказаниях описываются ситуации, когда характерник «видит» то, что происходит за горизонтом. Не угадывает, не предполагает, а просто видит. Причем довольно детально. Любопытно, что это умение в текстах просто упоминается, оно не оценивается как чародейство: ну, мол, видит он так, обычное дело, никаких чудес.
Совсем по-другому повествуют тексты о способности характерников предсказывать погоду не по известным каждому казаку приметам, а по звездам. Современные исследователи видят в этом доказательства знания характерниками практической астрологии. В ряде песен встречаются намеки на умение характерников не только предсказывать, но и влиять на погоду, делая ее более подходящей для предстоящего сражения. Например, вызвать ливень перед стычкой с татарской конницей, чтобы вражеские копыта в грязи завязли.
Со стихиями характерники были накоротке. Они всегда знали, где в степи легко докопаться до воды, умели ходить по огню, по морю, аки по суху, и часами блуждать глубоко под водой. Переправа через широкие реки, казалось, была любимым способом отдохновения от повседневных тягот. Характерник просто расстеливал по водной поверхности свою бурку, устраивался на ней поудобнее, доставал припрятанную бандуру и музицировал, напевая «думки», пока поток переносил его в нужное место.
Запорожская Сечь остается по-прежнему таинственной для нас страной, неизведанной, неразгаданной. А за последние полтора века усилиями политиков и историков-любителей «мгла скрывающая» стала почти непроницаемой. Мы не знаем, что помогало казакам – безграмотным жителям степных захолустий – с невероятной легкостью брать неприступные крепости, побеждать прекрасно обученные армии многочисленных неприятелей. Возможно, этому способствовали усилия характерников, возможно, решающую роль играли совсем другие силы.
Сегодня модно утверждение, что вся Запорожская Сечь была братством характерников. Однако сохранившиеся источники, песни, легенды, сказания свидетельствуют, что этих воинов-колдунов было мало, сражались они, как правило, в одиночку, а в группы собирались только в исключительных случаях.
Для запорожцев, как и для всех остальных казаков, православие было очень мощным фактором. Сражались за веру. Но характерники православными не были. Церковь провозглашала их чародеями, вурдалаками, иноверцами. Их запрещалось хоронить на кладбищах. В грудь покойника вбивали осиновый кол и укладывали лицом вниз, дабы солнечные лучи не могли бы даже случайно осветить безбожные глаза. Могилы характерников располагали в виде курганов, подальше и от поселений, и от кладбищ.
По преданию, пять лет не хоронили самого известного характерника – Ивана Сирко, который целых 12 лет был кошевым атаманом, участвовал в 55 битвах и не потерпел ни одного поражения. Отправляясь на войну, казаки брали с собой его труп, чтобы своим телесным присутствием он помогал бы им побеждать. Потом возили только правую руку. Потом отправили череп в Москву…
Словно кто-то целенаправленно уничтожал память о характерниках, старательно затирал уже еле видные следы их героизма. Большая часть территории, на которой пребывали сечевики, залита Каховским морем. Мы даже не знаем, откуда взялись характерники.
Одни считают, что их породила Сечь. Другие настаивают, что они – потомки боевых отрядов волхвов Перуна. Третьи ищут их родину в Азии, среди ассасинов. Четвертые объявляют их последователями друидов. Пятые убеждены, что характерники – праправнуки древних арийцев, подкрепляя свое мнение тем, что само название их связано не с греческим «характер» (резьба, клеймо), а с наименованием некогда могущественных арийских воинов – «махарати», способных подпитываться духовной энергией ведических мантр.
Как бы то ни было, характерники – часть нашей истории, нашей культуры, и поиск правды о них вряд ли прекратится в скором времени.
Николай Сажнев
* * *
Характерники

Наших характерников многим напоминают японские ниндзя, о которых подростки точно знают. Хотя в школах истории именно Украины, а не Японии, должна быть большее внимание ...

Стрелков-разведчиков в казацком войске
называли пластунами. На Запорожской Сечи они создали даже отдельный
Пластунивский шалаш. О них А. Чайковский пишет: «Кто находчивый и
хитрый, умеет собипорадиты, получает от общества прилагательное
колдуном, какого надчоловика, которого пуля не берет и который самого
черта умеет окульбачиты и заставить себе служить». Д. Яворницкий тоже
утверждает, что «между казаками всегда были так называемые
«Характерники», которых ни огонь, ни вода, ни сабля, ни обычная пуля,
кроме серебряной, не брали. Такие «характерники» могли открывать без
ключей замки, плавать на лодках по полу, как по морским волнам,
переходить через реку по суконной войлока или циновках из лозы, брать в
голые руки раскаленные ядра, видеть за несколько слоев вокруг себя с
помощью особых «верцаел», находиться на дне реки, влезать и вылезать из
туго завязанных и даже зашитых мешков, «кувыркаться» у котов,
превращать людей в кусты, всадников на птиц, залезать в обычное ведро и
плыть в нем под водой сотни, тысячи слоев».
Так
же и В. Голобуцкий считает, что характерники были «аказаны от пули и
сабли. Свое начало казаки-характерники ведут еще от древнеукраинских
языческих волхвов (жрецов, чародеев. В произведениях П. Кулиша о
происхождении казака-колдуном читаем:
О казаки! Зветесь вы христиане,
И так ищете себе безопасности,
Как ваших предков хищники плохие
Научили в века какие-то далекие.
О казаки! Зветесь вы христиане,
И так ищете себе безопасности,
Как ваших предков хищники плохие
Научили в века какие-то далекие.
В. Шевчук пишет о волхвов следующее: «Они, считалось, знали тайную силу вещей, явлений и владели своей, выработанной в веках, наукой и приемами, с помощью которых эту веру вселяли в массы. Они занимались пророчеством, то есть предвещали о будущем, почему и называли их вещунами».
По мнению В. Пилата: «После крещения Руси,
преследуемые князьями и греками волхвы, жрецы и воины-охранники храмов
объединялись в тайные общества и в отдаленных от крупных городов местах
начали создавать Сечи. На островах Днепра, побережья Буга и Днестра, в
Карпатах и многочисленных лесах Украины (Руси) волхвы основали школы
боевого закаливания и подготовки, в которых путь воина к вершинам
совершенству опирался на родной вере, извечные обычаи и обряды. Здесь
мы можем вспомнить предшественников казачества XVI века, таинственных
степных бродников, вигонцив галицких и другие военные общины. Недаром и
Запорожская Сечь возникла на острове Хортица. Еще в первой половине Х
века византийский император Константин Багрянородный рассказывал, что
русы имеют пристань на острове Святого Георгия (Хортице, где у
исполинского дуба возлагают свои жертвы. О том, что чтили запорожцы это
место, пишет также Я. Новицкий: «Легенда рассказывает, что
многовековой святой дуб был местом, где собирались запорожцы и казацкая
совет для обсуждения политических и общественных вопросов; под дубом
звучали запорожские молитвы; иногда они брались за оружие против врагов. В 1775 году, после Троицких праздников, запорожцы в последний раз отдали дань святому дубовые, где они распили несколько бочек водки и в последний раз оттанцевали запорожского казачка».
Доказательством того, что многие из характерников не был христианином, было то, что «их никогда не хоронили попы, а хоронили их запорожцы по-своему». Даже некоторым, как рассказывают легенды, забивали в грудь кол, чтобы они по смерти не вставали, а потом засыпали землей. Однако самым распространенным погребением характерников было захоронение лицом вниз.
Этот обычай сложился еще со скифских времен. Как утверждает С. Бессонова, так хоронили «опасных людей-колдунов, т.е. лиц, чье посмертное
возрождение было нежелательным. Для этого их обращали лицом вниз, чтобы солнце не коснулось их своим животворным светом. Одно из таких захоронений казака-колдуном, как сообщает П. Лавров, было раскопано в 1936 году возле села Архангельск Ясиноватского района Донецкой области. Казак лежал в дубовом гробу, сделанном без единого гвоздя. Когда открыли гроб, увидели останки казака в красных шароварах и синем кафтане, подпоясанном зеленым поясом. Он лежал лицом вниз, а за поясом имел воробышек водки, запечатанный сургучом. Простые люди называли характерников колдунами, галдовникамы, а попы считали, что у них «вселился бес».
Доказательством того, что многие из характерников не был христианином, было то, что «их никогда не хоронили попы, а хоронили их запорожцы по-своему». Даже некоторым, как рассказывают легенды, забивали в грудь кол, чтобы они по смерти не вставали, а потом засыпали землей. Однако самым распространенным погребением характерников было захоронение лицом вниз.
Этот обычай сложился еще со скифских времен. Как утверждает С. Бессонова, так хоронили «опасных людей-колдунов, т.е. лиц, чье посмертное
возрождение было нежелательным. Для этого их обращали лицом вниз, чтобы солнце не коснулось их своим животворным светом. Одно из таких захоронений казака-колдуном, как сообщает П. Лавров, было раскопано в 1936 году возле села Архангельск Ясиноватского района Донецкой области. Казак лежал в дубовом гробу, сделанном без единого гвоздя. Когда открыли гроб, увидели останки казака в красных шароварах и синем кафтане, подпоясанном зеленым поясом. Он лежал лицом вниз, а за поясом имел воробышек водки, запечатанный сургучом. Простые люди называли характерников колдунами, галдовникамы, а попы считали, что у них «вселился бес».
Создавая свою систему боевого выучки, казаки-характерники были продолжателями дела волхвов.
Кроме того, украинские имели возможность ознакомиться и с боевыми искусствами других народов, ведь среди запорожцев были представители 20 наций. Например, гетмана Предслава Лянцкоронского современники величали как рыцаря, вышколенного в рыцарских штуке современной Европы («пройдя целую Европу, побывал в Иерусалиме и разных варварских краях, и там много научился с военной штуки, и вернувшись домой, пользовался тем: в военной штуке много отменил и нового завел».
Все это дошло до наших дней в виде боевых танцев - гопака, метели, казачка.
Сравнивая богатство движений китайской системы ушу с гопаком, И. Лебедев пришел к выводу, что для того, чтобы выполнить гопак, нужно «много еще неуловимое, что выходит за рамки китайской гимнастики». По его мнению, гопак является следствием развития системы физической и психической подготовки наших предков-воинов.
Репутацию колдуном имели некоторые исторические личности. В частности, современники считали галдовником наказного гетмана Ивана Золотаренко, прославившийся в годы Освободительной войны своими успехами в боях с поляками. Его смерть окутана многими тайнами. Как повествует автор «Истории русов», «наказной гетман, Золотаренко, возвращаясь с войском по приказу в Белоруссию и проходя город Старый Быхов, выстрелом из ружья, сделанным из одной колокольни засев там католическим органистом Томашем, убитый насмерть, а органист признался добровольно, что подготовленный к этому злодейству католическими ксендзами, которые дали ему пулю из священной чаши, по его словам, освященную и укрепленную специальными заговорами ... И действительно, после осмотра оказалась и пуля необычной, и в ней середина была серебряная с латинскими буквами! Тело убитого Золотаренко увезли на родину в город Корсунь на погребение в тамошний деревянной церкви, за его счет построенной. Но когда началось погребения в присутствии многих людей и духовенства, то громовым ударом зажженная церковь, и тело убитого вместе с церковью сгорело в пепел».
Многие странных историй рассказывали о запорожского кошевого Ивана Сирка. За время своего атаманством с 1659 по 1680 годы Сирко участвовал в 55 битвах и везде выходил победителем, не считая множества мелких стычек с врагами, не занесенных в летописи и выигранных им. Поэтому чаще со всех других кошевых выбирали запорожцы на Валних (главных) Советах. За 22 года избирали Серка 22 раза! Верили, что он знает наперед о том, кто с ним собирается воевать, что во время боя может перекинуться на борзой, волка или ястреба, или заклястое вражеское войско. Недаром же турки и татары прозвали его «Урус шайтан». Татарские матери именем Серка пугали детей. Турецкий султан издал фирман (указ) о моления в мечетях на гибель Сирко. А. Кащенко писал о нем: «Смог бы простой человек с таким небольшим кучкой общества самостоятельно, без чужой помощи отбиться от далеко большего и лучше вооруженного войска турецкого и татарского, и более 30 000 янычар, как баранов, вырезать между сечевыми курень? А кто, как не колдун, смог бы вскочить с кучкой общества в самый Крым, гнездо большой орды, разрушить его огороды, спасти невольников, согнанные туда со всех земель, и взять большую добычу?».
О запорожском кошевом Григории Сагайдачном говорили, что «его ни пуля не брала, ни сабля не рубила. Он такой был, что из воды выходил сухим, а из огня мокрым. Он знал все броды и колдовские средства. Словом, он был знающим мужем.
Кроме того, украинские имели возможность ознакомиться и с боевыми искусствами других народов, ведь среди запорожцев были представители 20 наций. Например, гетмана Предслава Лянцкоронского современники величали как рыцаря, вышколенного в рыцарских штуке современной Европы («пройдя целую Европу, побывал в Иерусалиме и разных варварских краях, и там много научился с военной штуки, и вернувшись домой, пользовался тем: в военной штуке много отменил и нового завел».
Все это дошло до наших дней в виде боевых танцев - гопака, метели, казачка.
Сравнивая богатство движений китайской системы ушу с гопаком, И. Лебедев пришел к выводу, что для того, чтобы выполнить гопак, нужно «много еще неуловимое, что выходит за рамки китайской гимнастики». По его мнению, гопак является следствием развития системы физической и психической подготовки наших предков-воинов.
Репутацию колдуном имели некоторые исторические личности. В частности, современники считали галдовником наказного гетмана Ивана Золотаренко, прославившийся в годы Освободительной войны своими успехами в боях с поляками. Его смерть окутана многими тайнами. Как повествует автор «Истории русов», «наказной гетман, Золотаренко, возвращаясь с войском по приказу в Белоруссию и проходя город Старый Быхов, выстрелом из ружья, сделанным из одной колокольни засев там католическим органистом Томашем, убитый насмерть, а органист признался добровольно, что подготовленный к этому злодейству католическими ксендзами, которые дали ему пулю из священной чаши, по его словам, освященную и укрепленную специальными заговорами ... И действительно, после осмотра оказалась и пуля необычной, и в ней середина была серебряная с латинскими буквами! Тело убитого Золотаренко увезли на родину в город Корсунь на погребение в тамошний деревянной церкви, за его счет построенной. Но когда началось погребения в присутствии многих людей и духовенства, то громовым ударом зажженная церковь, и тело убитого вместе с церковью сгорело в пепел».
Многие странных историй рассказывали о запорожского кошевого Ивана Сирка. За время своего атаманством с 1659 по 1680 годы Сирко участвовал в 55 битвах и везде выходил победителем, не считая множества мелких стычек с врагами, не занесенных в летописи и выигранных им. Поэтому чаще со всех других кошевых выбирали запорожцы на Валних (главных) Советах. За 22 года избирали Серка 22 раза! Верили, что он знает наперед о том, кто с ним собирается воевать, что во время боя может перекинуться на борзой, волка или ястреба, или заклястое вражеское войско. Недаром же турки и татары прозвали его «Урус шайтан». Татарские матери именем Серка пугали детей. Турецкий султан издал фирман (указ) о моления в мечетях на гибель Сирко. А. Кащенко писал о нем: «Смог бы простой человек с таким небольшим кучкой общества самостоятельно, без чужой помощи отбиться от далеко большего и лучше вооруженного войска турецкого и татарского, и более 30 000 янычар, как баранов, вырезать между сечевыми курень? А кто, как не колдун, смог бы вскочить с кучкой общества в самый Крым, гнездо большой орды, разрушить его огороды, спасти невольников, согнанные туда со всех земель, и взять большую добычу?».
О запорожском кошевом Григории Сагайдачном говорили, что «его ни пуля не брала, ни сабля не рубила. Он такой был, что из воды выходил сухим, а из огня мокрым. Он знал все броды и колдовские средства. Словом, он был знающим мужем.
Славу колдуном имел и фастовский полковник Семен Палий.
С помощью характерництва казака Кравчины внезапно был схвачен Игнатом Голым предатель Савва Чалый, который, выросши в Сечи, переметнулся к
полякам и стал злейшим врагом запорожцев. По преданию, Голый и
Кравчина, «Как одьижджалы из Запорожья, то насыпали в сафьян (сапоги)
своей земли, набили ее лошадям под копыта и пообтикалися терном. Вот
она и отводит глаза, как они за лесами в своей земле». Вообще, у
казаков был обычай перед походом насыпать своей земли под стельку сапог
и шапки.
Считалось, что «кто сапоги сбросит, поэтому смерть, а кто шапку снимет, потому голову снимут».
П. Петерсон, швед, бывший в Московии в 1608 году и написал историю беспорядков на Московщине во времена борьбы претендента на московский трон Дмитрия, отмечает большую роль украинских казаков. «Проводником казаков, - говорит П. Петерсон, - был Корела, ловкий «чернокнижник», который чудодийством очень помог Дмитрию».
Многие характерников приняли участие в гайдамацком движении. Современник поляк Корятович рассказывал, что не раз солдаты видели, как гайдамаки собирали с себя пули, которые попадали им в грудь или лицо, и бросали их обратно в противника. Поэтому поляки, отправляясь на гайдамаков, святили шаре.
Именно характерники, когда московские войска в 1775 году подошли разрушать Сечь, в отличие от старшины и духовенства, которые уговаривали запорожцев не проливать христианской крови, призвали поступит врагам сопротивление. В одной из песен поется, как характерник Васюта обратился к кошевому:
Позволь, батька атаман,Считалось, что «кто сапоги сбросит, поэтому смерть, а кто шапку снимет, потому голову снимут».
П. Петерсон, швед, бывший в Московии в 1608 году и написал историю беспорядков на Московщине во времена борьбы претендента на московский трон Дмитрия, отмечает большую роль украинских казаков. «Проводником казаков, - говорит П. Петерсон, - был Корела, ловкий «чернокнижник», который чудодийством очень помог Дмитрию».
Многие характерников приняли участие в гайдамацком движении. Современник поляк Корятович рассказывал, что не раз солдаты видели, как гайдамаки собирали с себя пули, которые попадали им в грудь или лицо, и бросали их обратно в противника. Поэтому поляки, отправляясь на гайдамаков, святили шаре.
Именно характерники, когда московские войска в 1775 году подошли разрушать Сечь, в отличие от старшины и духовенства, которые уговаривали запорожцев не проливать христианской крови, призвали поступит врагам сопротивление. В одной из песен поется, как характерник Васюта обратился к кошевому:
Нам на башне стать:
Москаль станет с мечами,
А мы с палашами,
Не выбьешь палашами,
Выбьет кулаками,
Пусть слава не ляжет
Промеж казаками!...
По преданию: «Как стало войско против запорожцев, а характерники и
вышли. «Ну, говорят, сдаваться не будем, бейте! Москали за ружья, цилять
их, а ружья - щелк, щелк, щелк! - И не курят. Посмотрели, вплоть порох
мокрый ... «Ну, говорят, вас, наверное, и черт НЕ свитка. Характерники
вовсе не хотели сдаваться Екатерине. Однако большинство запорожцев
пристало на уговоры старшины с духовенством и сдались. Но упрямые,
возглавляемые характерниками, покинули Сечь и убежали за Дунай в Турцию,
где они основали Задунайскую Сич (на территории современной Румынии).
Проявили себя характерники и на новом месте - в войне казаков с липоване
(российскими казаками-некрасовцев. По преданию, характерники помогли
казакам завладеть липованских городком Дунаевець. Многие старики
характерников осталось на Большом Луге и после разрушения Сечи. В
народных рассказах сохранились фамилии некоторых из них: Джереливський
«сам ковал ружья и умел заговаривать их, был великим стрелком и
охотником, не боялся ни облака, ни грома», а также Канцибера, Гайдук и
другие. Прожили более ста лет. До нас дошли некоторые географические
названия, связанные с ними: Джереливське урочище, Канциберивське озеро и
урочище.
Характерництво, безусловно, таит много тайн для историков, врачей,
биологов, химиков, физиков, инженеров. То, что нам известно, только
вершина айсберга, основа которого скрывается в темных глубинах мистики и
парапсихологии. На мнению А. Бердника, «...характерництво было не
исключением, а посвященным духом бытия Сечи Запорожской; вся Сечь была
«братством характерников».
Евгений Луцив, «Образование»
Непобедимый атаман
Год и место рождения Ивана Дмитриевича Сирко неизвестны. По некоторым данным,
он родился в семье шляхтича на Подолье. По другим — Сирко родом из казацкой
слободы Мерефы Слободской Украины (нынешней Харьковской области). По преданию,
уже рождение Ивана Сирко было необычным — мальчик родился с зубами, чем испугал
всех присутствующих! Отец попытался исправить ситуацию, заявив, что Иван «зубами
будет грызть врагов».Но это мало успокоило селян. К ребенку относились с
опаской, и в какой-то мере это было оправданно, потому что он с детства проявлял
необычные способности, которые впоследствии стали просто сверхъестественными.
Чего стоит только участие во франко-испанской Тридцатилетней войне (1618—1648) на стороне французов! В 1646 году, согласно договору с французами, подписанным Богданом Хмельницким, 2500 казаков через Гданьск по морю добрались до французского порта Кале. Вели казаков полковники Сирко и Солтенко. Именно благодаря военному искусству запорожцев удалось взять неприступную крепость Дюнкерк, которая находилась в руках испанцев.
Крепость имела важное стратегическое значение — ее называли «ключом от Ла-Манша». Французы многократно пытались взять Дюнкерк, но тщетно. А казаки взяли крепость за несколько дней и, по сути, вручили французам столь желанный «ключ». Воевал Сирко и против турецкого султана, одерживая многочисленные славные победы. Не зря турки и татары называли Сирко Урус-Шайтаном и Семиголовым драконом.Именем легендарного атамана подписано знаменитое письмо турецкому султану Мухаммеду IV — то самое, которое увековечил на своей картине Илья Репин!Авторитет Ивана Серко в Сечи был огромен. Поэтому неудивительно, что запорожские казаки 12 раз избирали его кошевым атаманом — с 1659 года по август 1680-го, т.е. до самой смерти.
Казаки-характерники
Это вполне реальные, хотя и удивительные факты. Но о Сирко говорили и вовсе
невероятные вещи.Например, что его не брали ни пуля, ни меч. Что Сирко —
оборотень, который может превращаться в волка! И что был он «великим
характерником». Но кто такие характерники?Так в Запорожской Сечи называли людей,
которых сегодня назвали бы магами или экстрасенсами. Они на самом деле обладали
сверхъестественными способностями. Казакам-характерникам, владевшим тайными
знаниями, приписывали разные умения: находить и прятать клады, заговаривать
раны, и, что уж совсем невероятно, «мертвых на ноги ставить, ядра полами
кафтанов ловить на лету, и в мгновение ока переноситься из одного края степи в
другой!» Считалось, что характерники способны обращаться в волков. В
дохристианские времена бога-громовержца представляли в сопровождении двух
волков, или хортов.Именно о превращении в хорта говорится в легендах про атамана
Сирко. Недаром слово «сiрко» — один из эпитетов волка. Не случайно и то, что от
слова «хорт» происходит название острова Хортицы.
Есть легенды, в которых казак-характерник превращается в зверя, чтобы попасть
в иной мир и вернуть к жизни умирающего или только что умершего товарища.
Считалось, что это можно сделать лишь в облике волка.Похоже, характерники
владели также искусством гипноза. А чем еще можно объяснить рассказы о том, как
они напускали на врагов «морок»?
В рассказах о запорожцах часто упоминаются случаи, когда казацкий отряд,
встретившись с превосходящими силами противника, «прятался». Для этого казаки
быстро втыкали колья вокруг отряда казаков, чтобы получилась изгородь.
Характерники внушали врагам, что перед ними обыкновенная роща. И
«замороченные» враги просто проезжали мимо. Но иногда им везло гораздо меньше:
характерники с помощью магических заклинаний могли заставить врагов перерезать
друг другу глотки! Даже стихии покорялись характерникам! Им были подвластны
огонь, вода, земля и воздух. Говорят, они могли разогнать облака, вызвать грозу
или, наоборот, успокоить разбушевавшуюся стихию.
Неудивительно, что в народе говорили: «Запорожский казак может обмануть
самого черта».
Великий характерник
Характерниками считались многие казацкие гетманы, кошевые атаманы и
полковники: Дмитрий Байда-Вишневецкий, Иван Подкова, Самойло Кошка, Иван Богун,
Северин Наливайко, Максим Кривонос.
Говорят, однажды Иван Богун провел ночью войско через польский лагерь, и ни
одна собака не залаяла!
Но самым знаменитым и могущественным характерником был атаман Иван Сирко.
«Кошевой Сирко был превеликий колдун. Недаром его турки прозвали шайтаном…»
Запорожцы говорили, что равного Сирку в целом свете не было. Рассказывали,
что когда он подставлял руку под удар сабли, на ней оставался лишь синий след.
Сирко умел наводить на врагов сон, часто при этом оборачиваясь белым хортом.
Но Сирко не только побеждал людей, а и нечистую силу. Речку Чертомлык назвали
так потому, что в ней Сирко убил черта: тот только «мликнул» (мелькнул) ногами,
когда Сирко выстрелил в него из пистоля.
Бурной оказалась не только земная жизнь Ивана Сирко, но и посмертная. Великий
воин-характерник даже после смерти продолжал побеждать врагов! Он завещал
казакам после его смерти отрезать его правую руку и ходить с ней в походы.
Казаки выполнили завет атамана и, встречаясь с неприятелем, выставляли вперед
его руку со словами: «Душа и рука Сирка с нами!» Казаки верили: где рука — там и
удача. Поэтому запорожцев еще долго боялись и турки, и ляхи. В одном предании
Сирко даже назван Сирентием Праворучником. Руку кошевого захоронили только после
разрушения Запорожской Сечи…
А на могиле Сирка была надпись на кресте: «Кто будет семь лет перед Пасхой
выносить по три заполы земли на мою могилу, то будет иметь такую силу, как я, и
будет знать столько, сколько и я».
Спасение Москвы
Жива и невероятная легенда о том, что рука Ивана Сирко помогла победить
французов в Отечественной войне 1812 года. Когда русская армия стояла под
Бородино, казак Михайло Нелипа рассказал фельдмаршалу Кутузову про победоносную
правую руку атамана Сирко. Дело в том, что семья Нелипы из поколения в поколения
присматривала за останками атамана. И, поразмыслив, Кутузов отправил казаков за
рукой Сирко.
Но дед Нелипы, старый хранитель останков запорожского атамана, ни за что не
соглашался отдать руку! Долго упрашивали его казаки и, наконец, все-таки
уговорили. Старый Нелипа выдал руку только под личные гарантии фельдмаршала
Кутузова.
Руку три раза обнесли вокруг занятой французами Москвы, и… французы ушли из
русской столицы. Судьба войны была решена.Так Иван Сирко помог русской армии
победить французов. Не верите? Эта история кажется вам невероятной? Однако после
войны, в 1813 году Кутузов ходатайствовал о захоронении останков Ивана Сирко. С
чего бы ему было беспокоиться о каком-то давно умершем запорожском казаке?
Ходатайство было удовлетворено, и останки Сирко захоронили в 1836 году на
окраине села Капуловка Никопольского района.
Посмертные скитания
Могила Ивана Сирко пострадала еще в 1709 году во время разорения Чертомлыцкой
Сечи. Но местные жители уберегли ее, и семьи казаков присматривали за могилой
атамана из поколения в поколение.
В ноябре 1967 года, когда берег, на котором находилась могила кошевого атамана, подмыли волны Каховского водохранилища, останки атамана перезахоронили. Но перед этим при очень странных обстоятельствах череп атамана изъяли из могилы…
Поскольку во второй раз Ивана Сирко хоронили торжественно, при большом
стечении народа, предать его земле обезглавленным было невозможно. Выход нашли
самый простой — в гроб положили другой череп, обнаруженный при раскопках того же
кургана.
А череп атамана для изготовления скульптурного портрета отправили в Москву, в
знаменитую мастерскую антрополога М. Герасимова, с целью проведения
антропологической реконструкции внешности Ивана Сирко.
После этого череп Сирко почти четверть века оставался в Москве. Вернули его
лишь в 1990 году, перед празднованием 500-летия украинского казачества. Но и на
этом мытарства не закончились. После празднования юбилея череп Ивана Сирко
попал… в сейф начальника местного отдела культуры, где он пролежал еще семь лет,
пока его не передали в Днепропетровский исторический музей.
Летом 2000 года, после многочисленных обращений историков, было принято
решение о дозахоронении черепа атамана Ивана Сирко вместе с другими останками в
кургане Баба-могила. И через 320 лет после смерти знаменитый атаман наконец-то
обрел мир и покой.
Ну и напоследок добавлю, что турки (да и не только!) до сих пор рассказывают
детям сказки про Ивана Сирко, который у них зовется "Урус-Шайтан".
Комментариев нет:
Отправить комментарий