По церковному календарю. Архиепископа
Николая, великого христианского святого, жившего в IV веке, называли
Мирликийским, так как он родился в городе Миры в Ликии. Еще при жизни он
прославился своими творениями. Торжественно отмечается день смерти его —
19 декабря.
По народному календарю. День Николы Чудотворца в народе называют Микола зимний, холодный.
В народе Николая-угодника почитают вторым после Господа заступником. Он
является покровителем земледелия и скотоводства, хозяином земных вод,
защитником от всяческих бед и несчастий. Святитель Николай считается покровителем путешественников и
мореплавателей.
Первые серьезные морозы — Никольские.
- В иконографии святителя иногда выделяют иконы «Николы зимнего» и «Николы вешнего», соответствующие дням почитания в году. При этом «зимний» Никола изображается в епископской митре, а «вешний» — с непокрытой головой. По распространённому преданию иконография «Николы зимнего» возникла во времена царствования Николая I, который как-то обратил внимание на то, что на иконе его небесный покровитель изображён без головного убора и сделал замечание духовенству.
- На Никольской башне Московского Кремля находится икона Николы Можайского, в честь которой и названа башня и улица ведущая к этой башне.
- Православные цыгане почитают Николая Угодника как своего покровителя.
- В Рязанской епархии 15/28 июня местно празднуется день святителя Николая в честь его иконы, явленой в XII веке, выполненной из глины, облаченной в священнические ризы и находящейся в деревянном киоте (в одной руке Святитель держит меч, в другой — церковь. Праздник посвящён иконе, в память о чудесном спасении жителей села от эпидемии холеры в XIX веке.
- Почитание калмыками-буддистами Николая Чудотворца было одним из виднейших успехов калмыцкой христианизации. «Микола-бурхан» был включён в пантеон духов-хозяев Каспийского моря и особо почитался как покровитель рыбаков. Другой буддийский народ России - буряты - отождествлял Николая Чудотворца с божеством долголетия и процветания Белым Старцем.
- Прообразом Санта-Клауса является Святой Николай. Первоначально именно от имени этого святого дарились в Европе подарки детям в свой день почитания святого по церковному календарю - 6 декабря. Однако в период Реформации, выступавшей против почитания святых, в Германии и сопредельных странах Святой Николай был замен в качестве персонажа вручающего подарки на младенца Христа, а день вручения подарков был перенесен с 6 декабря на период рождественских ярмарок, т.е. на 24 декабря. В период контрреформации образ Святого Николая вернулся в обиход, однако он уже прочно ассоциировался с рождественскими праздниками, где стал выступать в качестве дарителя подарков. Оторванный от дня своего праздника по Церковному календарю (6 декабря) Святой Николай постепенно перестал ассоциироваться напрямую со святым, превратившись в мифический и коммерционализированный образ Санта-Клауса
Никольщина
Никольщина — праздничные дни, предшествующие и следующие за зимним Николой (6 декабря по старому стилю). Это празднество всегда справлялось в складчину с пивом и брагой из зерна нового урожая. В отличие от других, это праздник стариковский, большаков семей и представителей деревенских и сельских родов. Молодежь в николыцине не участвовала.
Плохо бывало тому, кто отказывался от складчины и уклонялся от празднования: такого человека изводили насмешками в течение всего года. Прощали лишь тогда, когда виновный покается: призовет священника с молебном и выставит всем обильное угощение.
На Смоленщине в среде стариков соблюдался старинный обычай «свечу сучить». Он состоял в том, что посреди праздничных кушаний подавался сотовый мед. Соты жевали и выплевывали воск в чашку с водой. Из этого воска получалась потом мирская свеча Николе-угоднику, толстая-претолстая. По обычаю, перед тем, как начать есть мед, все молились Николе-угоднику, чтобы умолить у Бога для дома достаток, на скотину — приплод, на хлеба — урожай, в семье — согласие.
С Николина дня начиналось сватовство, служили молебны те, кто задумывал жениться сам или женить детей.
Какой день на Николу зимнего, таков и на Николу летнего (22 мая).
Сколько Никола Зимний даст снегу, столько Никола Вешний даст травы.
«Зима — за морозы, а мужик — за праздники!».
«Как ни зноби мороз, а праздничек веселый теплее печки пригреет!».
В редкий год на Руси в этот день не бывает морозов. Говорили:
«на Студеного Николу снег навалит гору»,
«Подошел бы Николин день, будет и зима на санках».
Никола зимний и первые морозы никольские.
«На день святого Николая зима с гвоздем ходит»,
«Зима силу набирает, солнце на весну поворачивает»,
«Подошел бы Николин день, Никола загвоздит, что Егорий намостит», но
«Хвали зиму после Николина дня», так как
«Привезли зиму на санках до Николы, вот тебе и оттепель».
«Коли зима на Николин день след заметает, то дороге не стоять»,
«Коли на Михайлов день закует, то на Николу раскует»,
«Иней на Николу — к урожаю.
Перед Николой иней — овсы будут хороши».
* * *
В одной из легенд говорится, что Николай ввел в обычай дарить подарки на
Рождество. Сам он дарил подарки тайно и долгое время никто не знал, от
кого дети и бедняки получают игрушки, лакомства и золотые монетки.
Потому, наверное, Святой Николай и сейчас приходит в дом невидимкой —
детишки утром находят подарки, а самого Рождественского Деда уж и след
простыл.
Николин день — начало зимнего сватовства. По поводу женитьбы говорили: «Хорошую невесту и на печи найдут», «Не заламывай рябинку на вызревку; не сватай девку, не вызнавши». «Не кайся, рано вставши; кайся, рано женившись», «Один женился — свет увидел, другой женился — с головой пропал». «Кому на ком жениться, тот в того и родится!», — говорит старинная русская пословица. «Всякая невеста — своему жениху невестится!», — дополняет ее смысл другая. И вот, верующий в заступничество Николы Милостливого деревенский люд наделяет его силою «связывать судьбу суженых». Отсюда — обычай служить после свадебного сговора молебствие Николаю угоднику о благополучии брачующихся. «Смерть да жена — Богом суждена!» — по убеждению народной мудрости. «Судьба придет, по рукам свяжет». И простолюдин, решающийся на такой важный шаг жизни, прежде всего, вспоминает о своем могучем заступнике.
Во многих местах России с Николина дня справляли так называемую «никольщину». Праздновали в течение нескольких дней, обязательно вскладчину, с большим количеством пива или браги из зерна нового урожая. В старину на Николу приносили мужики в церковь жареных петухов, баранину и караваи хлеба. Часть этого отдавалась причту церковному за молебен, а остальное — шло на угощение съезжавшихся и сходящихся на братчину. «На братчину ездят не званы!», «Братчина судит, ватага — рядит!» — говорили в народе. — «На Никольщину и друга зови, и ворога зови, оба друзьями будут!» — добавлял он в другом изречении, намекая на то, что за одним столом с братающимся людом сидит и ЯР-Хмель, общий примиритель. «Николить» — праздновать Никольщину — является в то же самое время равнозначащим словом: пить, гулять, пьянствовать «В отличие от прочих это праздник стариковский, большаков семей и представителей деревенских и сельских родов.
Праздник длился 3-4 дня. «Неладно бывает тому, — записывал современник, — кто отказывается от складчины и уклоняется от празднования: такого хозяина изводят насмешками». Но и слишком большое усердие в застолье тоже не поощрялось, о чем говорят сохранившиеся народные выражения вроде таких: «дониколился до сумы», «что накопил, то и прониколил», «знать мужика, что Никольщину справлял, коли на голове шапка не держится».
В таких поговорках народ сам подсмеивается над своим обычаем, но он же все-таки не так уж строго порицает этот последний, если и теперь повторяет старые слова: «Никольщина красна пивом да пирогами!», «Для кума Никольщина бражку варит, для кумы пироги печет!», «Городская Никольщина на санках по улице бежит, а деревенская в избе сидит да бражку пьет!», «Горевал мужик по Никольщине, зачем она не целый век живет!».
«Зимний Никола был в старину днем первого хлебного торга. «Цены на хлеб строит Никольский торг!», «Никольский обоз для боярской казны дороже золота!», «У доброго мужика и на Никольщину торг стоит!»... Длинная цепь подобных зим, подсказанным многовековым хозяйственным опытом, поговорок замыкается наиболее точною из них: «Никольской торг всему указ».
С Николы молодежь начинала подготовку к святочным посиделкам, договаривались об откупе избы у какой-нибудь бедной одинокой старухи или у вдовы, заготавливали дрова, лучины, наряды, принимались за изготовление святочных масок для ряженых и костюмов для разыгрывания пьес и сценок из репертуара традиционного народного театра.
На Николу на вечерке не работала, «совсем не берут прялиц да швеек или если и берут, так разве для славы. Придут молодцы и скажут; «Ну-ко, девицы красны — песенку нам!». В этих случаях пели песни, которые пелись скоро и неизбежно оканчивались приглашением поцеловаться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий