20 ноября 2017 г.

21 ноября ( 08 ноября ст.стиля). Михаил. Михайлов день. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Чины ангельские

По церковному календарю. Церковь отмечает праздник — собор Архистратига Михаила. Михаил Архангел считается одним из могущественнейших покровителей иудеев. Почитание его в христианской церкви восходит к древнейшим временам.

См. также:

По народному календарю. Михайлов день был праздником веселым и сытным: всюду устраивались пиры, ни в одной избе не скучали без гостей.

Вот как объяснял один орловский мужик, живущий в XIX веке, повод чествования Михайлова дня: «Троица-Матушка и так праздничек божий: работать не пойдешь. В Михайлов день люди работают, а мы гуляем, да гульба не та. Когда Троицу празднуют, хлеба своего нет, о деньгах и не спрашивай. А наш-то Михайло-архангел — куда вольней. Хлеб у всех свой. Конопля продана, овес тоже. Денежки есть и долги, что за зиму накопились, заплачены. Вот и гульнуть можно».

Молебны. За несколько дней до праздника священник с причтом ходили по приходу, служили молебны и поздравляли с преддверием праздника. За это хозяева расплачивались ковригой хлеба и деньгами — от 5 до 15 копеек со двора.

Духовенство с молебнами начинало ходить за неделю до праздника и заканчивало обходы в первый день, который проводили не очень шумно.

Праздничный стол. К Михайлову дню каждая семья готовилась за несколько дней и пировала также несколько дней. Поэтому покупали заранее много выпивки — от 2 до 3 ведер вина семья среднего достатка и от 5 до 7 ведер — богатые.

Хозяйка для гостей в этот день ставила на стол чашку со студнем и раскладывала каждому по пирогу. Подавалась лапша, выпивка. Потом на стол ставилось блюдо из свинины, баранины или телятины. Один из гостей, ближайший родственник, разламывал мясо руками. Перед мясом опять следовало винное подношение.

К чаю подавали баранки, пироги. Перед чаем и за чаем — водка. Угощение чаем считалось очень почетным: им угощали лишь избранных.

Главное празднество начиналось со второго дня, но зато очень рано, в 4 часа утра. Люди ходили друг к другу в гости без особого приглашения, пока носили ноги. На другой день приезжали гости из соседних деревень, и вчерашний пир между своими превращался в общую свалку и хаос. Односельчане могли появиться в гостях, могли и не прийти к соседям, к ним претензий никаких не предъявляли, но к приезжим гостям отношение было иное: кто не приезжал, к тому и сами не ехали.

Просили люди у батюшки домового заступничества, вновь потчевали кашей на масле коровьем, отрезали краюху хлеба, усаживали с добрыми словами — отужинать.

Приметы. Если на Михаила иней — то большие снега ожидать. Туманом день начался — быть оттепели. Михаила мосты мостит, Николе-зимнему путь готовит (19 декабря). Что в Михайлов день — то и в Николин (19 декабря).
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила



  • Память чуда, совершенного Святым Архистратигом Михаилом в Хонех



  • Священник Иоанн Павлов: Собор Архистратига Божия Михаила
  • Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), проповедь


  • Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре - девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) - в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют "днем восьмым", ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит "день осмый", и тогда "приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним" (Мф. 25, 31).


    Чины Ангельские разделяются на три иерархии - высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней. 

    После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

    За Херувимами - предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

    Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.
    Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения. 

    Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

    Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

    В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.


    Начала (Кол. 1, 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних. 

    Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

    Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божий, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем. 

    Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов - по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.


    Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского - "кто как Бог") - верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: "Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!" По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.

    Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5, 13 - 16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков - Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу .(Дан. 3, 92 - 95).

    По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8).

    Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9).
    Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик). 

    С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: "А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян ... внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: "сей ми возбрани пойти на Великий Новгород"".


    Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы - храм-усыпальница в Кремле - посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них - икона "Благословенное воинство" - написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины - князья русские - изображены под предводительством Архистратига Михаила. 

    Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил - крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8, 16; Лк. 1, 26); Рафаил - врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3, 16; Тов. 12, 15); Уриил - огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд. 5, 20); Селафиил - молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5, 16); Иегудиил - славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил - раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил - возвышение к Богу (3 Езд. 4, 36).

    На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:

    Михаил - попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой - копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.
    Гавриил - с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, пли со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа - в левой.
    Рафаил - держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.
    Уриил - в поднятой правой руке - обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке - "пламень огненный".
    Селафиил - в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.
    Иегудиил - в деснице держит золотой венец, в шуйце - бич из трех красных (или черных) веревок.
    Варахиил - на его одежде множество розовых цветов.
    Иеремиил - держит в руке весы.

    Святый Архангеле Божий Михаиле, отжени от нас молниеносным мечом твоим духа лукавого, искушающего нас. О великий Архистратиже Божий Михаиле - победитель демонов! Победи и сокруши всех врагов наших, видимых и невидимых, и умоли Господа Вседержителя, да спасет и сохранит нас Господь от всех скорбей и от всякия болезни, от смертоносныя язвы и от напрасныя смерти, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Источник материала: Православный календарь - Days.ru
    * * *


    Михаил - попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой - копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест. 

    Как верный служитель Божий святой Архистратиг Михаил поставлен Богом вождем и чиноначальником, над всеми чинами святых Ангелов. Поэтому и изображается в воинственном виде, с копьем или пламенным мечем в руке, имея под нагами дракона, т.е. духа злобы. Белая хоругвь, украшающая верх копья его,  означает неизменную чистоту и непоколебимую верность Ангелов Царю Небесному; а крест, коим оканчивается копье, дает знать что брань с царством тьмы и победа над ним совершается во имя Креста Христова, совершается посредством терпения, смирения и самоотвержения.


    Гавриил - с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, пли со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа - в левой. 


    Святая Церковь изображает его иногда с райскою ветвию в руках, которая была принесена им Богоматери, а иногда - в правой руке с фонарем, внутри коего горит свеча, а в левой - с зерцалом (т.е. зеркалом) из ясписа. Изображается с зерцалом, т.к. Гавриил - вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого; изображается со свечею в фонаре, потому что судьбы Бжии бывают сокрыты до времени исполнения их, и, по самом исполнении, постигаются только теми, кои неуклонно смотрят в зерцало слова Божия и своей совести.


    Рафаил - держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке,  а в правой - стручец, т.е. остриженное птичье перо для помазывания ран
    Архангел Рафаи́л (ивр. רָפָאֵל‎, Рэфа́эль — «исцелил Господь»; от «рафа́» — исцелять), согласно апокрифам — один из архангелов. По апокрифической Книге Еноха Рафаил считается вторым по счету в ряду архангелов (после Михаила). Согласно еврейскому мидрашу, Рафаил вылечил боль, которую испытывал Авраам после того, как сделал себе обрезание.
    Из всех семи ангелов, встречающихся в ангелологии пост-изгнаннического иудаизма, только Михаил и Гавриил записаны в Писаниях, считающихся каноническими для всех христиан, под своими именами. Рафаил упоминается по имени в Книге Товита, которая считается каноном у католиков, англиканцев и православных. Остальные четверо названы в Книге Еноха (глава XXI), написанной во втором веке до нашей эры: Уриил, Рагуил, Сариил и Иерахмиил.
    Корень имени Рафаил (Raphael) также присутствует в современном еврейском слове Rophe, которое переводится как «врач», тем самым напоминая о традиционно приписываемых этому ангелу способностях целителя.

    В "Руководстве к написанию икон" поясняется, что: "Святый Архангел Рафаил, врач недугов человеческих: изображается держащим в левой руке сосуд ( алавастр) с врачебными средствами ( лекарством), а в правой-стручец, т.е. остриженное птичье перо для помазывания ран". (Академик В.Д. Фатрусов, Москва)



    Уриил - в поднятой правой руке - обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке - "пламень огненный".  
    Урии́л (ивр. אוּרִיאֵל‎ — «свет Божий, или Бог свет есть»).
    Уриил властвует над небесными светилами. Празднуется Уриил, вместе с прочими архангелами — бесплотными силами, — 21 ноября (8 ноября по юлианскому календарю).
    Согласно Преданию православной Церкви был поставлен охранять Рай после грехопадения и изгнания Адама.

    По иконописному канону Православной церкви, этот архангел «изображается держащим в правой руке против груди обнаженный меч, а в левой — огненный пламень».
     



    Селафиил - в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.

    Архангел Селафиил 
    (ивр. שאלתיאל‎ — «молитва к Богу», Салафиил) — 
    один из архангелов, почитается как молитвенник Божий, 
    всегда молящийся Богу о людях и людей побуждающий к молитве, 
    молитвенник о спасении и здравии людей.
    Имя Селафиил в переводе с еврейского языка означает — 
    молитва к Богу, молитвенник Божий, побуждающий к молитве.

    Верховным служителем молитвы называет святая Церковь Архангела Салафиила. Чистая и пламенная молитва сама может служить вместо херувима для души, охраняя ее от всяких враждебных сил. Но каковы наши молитвы? Слабы, кратки, нечасты, холодны. И вот, Господь даровал нам целый лик Ангелов молитвенных, с их вождем Салафиилом, чтобы они читстым вдохновением уст своих согревали наши холодные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас о чем, когда и как молиться, чтобы возносили самые прошения наши к престолу благодати. Когда увидите на иконе Архангела, стоящего в молитвенном положении, с очами, потупленными долу, с руками, приложенными с благоговением к персям,- то знайте: это - Салафиил. И видя в таком положении самого Архангела молитвы, старайтесь сами обращать сердце к Богу подобно ему.

    В книге "Руководство к написанию икон" говорится: "Святый Архангел Салафиил, молитвенник, всегда молящийся Богу о людях о возбуждающий людей к молитве. Он изображается с ликом и очами, склоненными вниз, и руками, прижатыми крестом на груди, как умиленно молящийся". (Фатрусов, стр. 226-227). 



    Иегудиил - в деснице держит золотой венец, в шуйце - бич из трех красных (или черных) веревок. 
    Иегудии́л (ивр. יהודיאל‎ — Yehudiel «хвала Божия») — один из семи архангелов в традиции православия. Это имя известно только по преданиям. В Библии и в Евангелии оно не встречается. Он часто изображается на иконах держащим корону и хлыст.
    Руководство к писанию икон:
    « Архангел Божий Иегудиил изображается держащим в правой руке золотой венец, как награду от Бога за полезные и благочестивые труды святым людям, а в левой руке бич из трех черных веревок с тремя концами, как наказание грешным за леность к благочестивым трудам.
    Руководство к писанию икон
    »
    Иегудиил — покровитель всех, кто усердно трудится; корона, которую он держит, символизирует вознаграждение за духовный труд. Наряду со своими подчиненными ангелами, он является советником и защитником всех, кто работает во славу Господа, в частности царей, судей и других руководящих позиций.

    В "Руководстве к написанию икон", Архангел Божий Иегудиил "изображается держащим в правой руке золотой венец, как награду от Бога за полезные и благочистивые труды святы людям, а в левой руке бич из трех черных веревок с тремя концами, как наказание грешным за леность к благочестивым трудам". (Фатрусов,стр.227)



    Варахиил - на его одежде множество розовых цветов. 

    Архангел Варахиил (ивр. ברכיאל — благословение Божие, греч. Βαραχιήλ) — в христианстве (преимущественно в православной традиции) архангел Божиих благословений — …через него посылается благословение Божие на всякое дело, на всякое доброе житейское занятие».
    Имя этого архангела известно только по преданиям. В Библии (в том числе в Евангелии) оно не встречается. Известно из упоминания в апокрифической книге Еноха (3 Енох 14; 17). Иконы и упоминания встречаются сравнительно редко. В иконографии XVIII-XIX веков Варахиила с цветком в руке или «несущим на груди своей на одежде белые розы, как бы награждающим по повелению Божию за молитвы, труды и нравственное поведение людей и предвозвещающим блаженство и нескончаемый мир в Царствии Небесном».
    Бронзовая фигура с цветами розы в левой руке работы скульптора Юрия Григорьевича Орехова, изображающая архангела Варахиила, размещена на юго-западной стороне храма Христа Спасителя, на фасаде.

    Именины

    Люди, названные мужским именем Варахиил и женским Варахиила, отмечают Именины 21 ноября (8 ноября по старому стилю), в день празднования Собора архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Только монахи становились Рафаилами, Уриилами, Селафиилами, Иегудиилами, Варахиилами, Иеремиилами.

    В книге "Руководство к написанию икон" говорится о нем следующее: "Святый Архангел Варахиил, разжелять благословений Божиих и ходатай, испрашивающий нам Божия благодеяния: изображается несущим на груди своей на одежде белые розы, как бы награждающим по повелению Божию за молитвы, труды и нравственное поведение людей и предвозвещающим блаженство и нескончаемый мир в Царствии Небесном." (Фатрусов,стр.227).


    Иеремиил - держит в руке весы.  Во время Страшного Суда будет взвешивать добрые дела и грехи каждого человека.


    Иеремиил (др.-евр. ירחמיאל — «высота Божия», «возвышение к Богу»), в христианской и иудаистской ангелологии один из архангелов. Упоминается в второканонической третьей книге Ездры:

    « Не о том же ли вопрошали души праведных в затворах своих, говоря: «доколе таким образом будем мы надеяться? И когда плод нашего возмездия?» На это отвечал мне Иеремиил Архангел: «когда исполнится число семян в вас, ибо Всевышний на весах взвесил век сей, и мерою измерил времена, и числом исчислил часы, и не подвинет и не ускорит до тех пор, доколе не исполнится определенная мера» (3 Езд. 4, 35-37). »
    Где он вместе с архангелом Уриилом приходил к пророку и отвечал на его вопросы о конце света.

    Традиционно архангела Иеремиила изображают на иконах держащим весы в правой руке.

    Иеремиил, по преданию, посылается к человеку для содействия его возвращения к Богу. В иудаистской традиции, Иеремиил представлен в списке семи основных архангелов. Архангел Божий не только приоткрывает мрачную перспективу греховного мира, но также помогает узреть в мире святые зерна жизни вечной. Ангелы покаяния находятся в подчинении Иеремиила. Они напоминают человеку о забытых грехах, помогают при исповеди, покаянии, причастии, дают человеку силы для внутренней работы и находятся рядом в момент его молитвы.

    Также по другой трактовке имя Рамиил означает «Гром Божий». Рамиил — 6-й архангел, упоминающийся в книге Еноха. Рамиил — ангел надежды, у него 2 задания: он ответственный за Божественные видения и провожает души верующих на Небеса.

    Его также связывают с Барухом, плодовитым автором апокрифических иудейских текстов I столетия до Рождества Христова, а именно — с его пророческим даром. Одним из таких откровений, катализированных Иеремиилом, было пророчество о пришествии Мессии. В другом откровении Иеремиил взял Баруха в путешествие по разным уровням Небес.

    Помимо того, что Иеремиил является архангелом пророческих откровений, он также помогает только что отошедшим в мир иной душам пересмотреть свою жизнь.

    Комментариев нет:

    Отправить комментарий