С этого дня
начинались девичьи зимние посиделки, отсюда и день этот называли Светцем
при вечерней лучинке. А прясть и ткать самый срок. Собирались на них
девушки, песни пели, пряли и ткали. Выкованные узоры, травы и птицы,
когда горела лучина, как бы подсказывали девице о душе суженого, о
любви. Русский светец — отрада девиц. Девицы собирались прясть, а всякий юноша на Арефу о светце задумывал.
Скорбящую Божью Мать считали избавительницей от скорби и болезней. Ей молились, чтоб исцелила от всех болезней.
- Со дня иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», ноябрьские ночи до снегу темны.
Горящая лучина, вставленная в светец
Лучи́на — тонкая длинная щепка сухого дерева. Для получения лучин полено щепили, то есть разделяли на щепы. Чтобы получить больше света, одновременно жгли несколько лучин. Их закрепляли в светец.
Это специальное металлическое приспособление, вбивавшееся нижним
заострённым концом в чурбак или иную подставку. Под лучины ставили сосуд
с водой. Вода отражала и множила свет, а также предохраняла от пожара, который могли вызвать падающие угольки.
Описание лучины можно встретить в письме валаамского старца по поводу намерений издать его письма. «В
то время керосина не было еще, по ночам в избе работали с лучинкой. Я
наблюдал за огнем, лучинку вставлял в светец, а угольки падали в
приготовленный ушат с водой.»
Лучины использовались в быту крестьян вплоть до начала XX века, хотя и были оттеснены более современными средствами освещения типа свечей, керосиновых и масляных ламп, а позднее и электрическим освещением.
Причиной тому являлась чрезмерная отдалённость некоторых малых
деревень — туда не представлялось возможным тянуть электрические сети, в
то время как плюсами лучин были их простота и доступность.
Также лучина используется для розжига костров.
* * *
Светец — приспособление для укрепления горящей лучины.Светец. XVII век
Происхождение некоего инструмента для укрепления горящей лучины или факела теряется в веках, но светец является одним из хрестоматийных символов крестьянского быта.
Это простое приспособление представляло собой вначале небольшую кованую вилку, в расщепе которой укреплялась горящая лучина, что позволяло без помех переносить ее с места на место. Позже количество «вилок» стало увеличиваться, что позволяло освещать обширные по величине горницы, например, во время прядения. Светец обычно дополнялся внизу приклепанным тяжелым обручем, позволявщим ему стоять прямо, и ставился в ведро с водой во избежание пожара.
Вначале простой по своей форме, с течением веков светец превращается в художественное изделие, изящество и сложность которого зависело только от фантазии кузнеца. Так, например, захваты «вилок», завивались в полосы, украшались кованым узором, светцу придавалась форма «павлиньего хвоста» или «перьев жар-птицы».
Орнаментальный мотив «лучинника» (верхней части светца) характерен для церковных оград и дворцовых окон XVIII века.
Загадки, связанные со светцом и лучиной
- Поставлю — стоит; положу — лежит; дом держит.
- Старый старичок под себя тюрю мнет.
- Стоит Гаврило — замарано рыло.
- Стоит Ермошка на одной ножке, крошит крошатку, ни себе, ни мне, ни другу.
- Стоит Куземка, крошит крошатку — ни себе, ни другу.
- Стоит старец, крошит тюрю в ставец.
- Стоит Трошка на одной ножке, крошит крошки.
- Четыре Василисы в одно место свилися.
- Чурило, закуреное рыло.
Светец в народном быте
Светец и лучина — непременные спутники прях, долгое прядение, начавшись осенью, после сбора и подготовки льна и шерсти длилось, как правило, всю зиму, а светец и лучина позволяли работать долгими вечерами. В крестьянком быту светец сохранялся вплоть до революции 1917 г.
Вот как вспоминает, например, о своем детстве Федор Иванович Шаляпин:
Я помню себя пяти лет.
Темным вечером осени я сижу на полатях у мельника Тихона Карповича в деревне Ометевой около Казани, за Суконной слободой. Жена мельника, Кирилловна, моя мать и две-три соседки прядут пряжу в полутемной комнате, освещенной неровным, неярким светом лучины. Лучина воткнута в железное держальце — светец; отгорающие угли падают в ушат с водой, и шипят и вздыхают, а по стенам ползают тени, точно кто-то невидимый развешивает черную кисею. Дождь шумит за окнами; в трубе вздыхает ветер.Прядут женщины, тихонько рассказывают друг другу страшные истории о том, как по ночам прилетают к молодым вдовам покойники, их мужья. Прилетит умерший муж огненным змеем, рассыплется над трубой избы снопом искр и вдруг явится в печурке воробушком, а потом превратился в любимого, по ком тоскует женщина.(…)
Источники
- Художественная ковка и металл Москвы XVII века [1]
- Пословицы и поговорки русского народа [2]
- Федор Шаляпин «Биография» [3]
Комментариев нет:
Отправить комментарий