26 июля 2015 г.

История обманов покупателей при продаже продовольственных товаров

С обманом и подделками товаров потребитель столкнулся, вероятно, с момента появления первых товарных рынков. Поскольку подделки товаров с правовой стороны представляет собой разновидность торгового обмана, мошенничества, то до сих пор бытует такое изречение "не обманешь - не продашь". Но обман покупателя во все времена карался очень жестко.

Поскольку поддельные (фальсифицированные) товары зачастую представляют определенный вред для здоровья потребителей, то при создании законодательных актов о фальсификации исходят из того, что как производитель, так и посредник должны не только остерегаться от введения в заблуждение потребителя с помощью одного из тех обманных способов, которые квалифицируются как мошенничество, но и обязаны сделать все необходимое для того, чтобы покупатель имел ясное представление об истинном достоинстве своей покупки. Именно этой точки зрения придерживалось законодательство Германии (1879 г.), поставившее под правовую охрану пищевые продукты, игрушки, обои, краски, а также посуду для питания, приготовления пищи и т.д. Этот закон наиболее сурово наказывал за попытку фальсификации и противодействие контролю за продажей товара. Так, денежный штраф до 150 марок и арест грозил тем, кто нарушал полицейские предписания о правилах торговли, арест до 6 месяцев или штраф до 1500 марок - за подделку пищевых продуктов, их хранение и продажу.

Законы об обмане покупателей и продаже поддельных (фальсифицированных) пищевых продуктов были приняты в XIX веке во многих развитых европейских странах - во Франции (1851 г.), Италии (1890 г.), Бельгии (1891 г.), а затем в Англии, Австрии, Швейцарии. В законах этих стран предусматривались меры наказания за обман покупателя и продажу поддельных (фальсифицированных) товаров - достаточно строгие штрафы, размер которых зависел от степени вреда, наносимого здоровью потребителей фальсифицированных товаров, а также меры пресечения - лишение гражданских прав, почетных званий, арест и тюремное заключение.


Следует отметить, что понятие подделка (фальсификация) товаров трактовалось в различных европейских странах по-разному, в соответствии с этим и различным было наказание за подделку пищевых товаров. С этой точки зрения наиболее легкими были наказания в Англии и Австрии, поскольку законодательство этих стран ограничивало понятие обман, исключая из своих положений случаи неумышленной продажи по незнанию фальсифицированной продукции.

В то же время в Германии неумение продавца выявить подделку не освобождало его от наказания.

Российские архивные документы также свидетельствуют о том, что вопрос об обмане покупателя и продаже поддельных (фальсифицированных) товаров у нас в России был известен давно, и были приняты целый ряд законов для защиты потребителей. Так, в правление Петра I был принят ряд указов о торговле пищевыми товарами на рынках столицы. Сенатский указ от 18 сентября 1713 г. предписывал: "В мясных рядах скотину бить и продавать по прежнему здоровую, а ежели у кого явится больная, то такой не бить и не продавать и смотреть крепко, чтобы тайно того мясники не делали".

В указе 1718 г. запрещалась продажа "нездорового съестного харча и мертвечины" и устанавливались жесткие меры наказания: "за первую вину будет бит кнутом, за вторую - сослан на каторгу, за третью - учинена будет смертная казнь".

В указе 1722 г. предписывалось "несвежее мясо бросать собакам или велеть закапывать в землю в особливых местах, а ежели у кого для продажи явится какая мертвечина и за то таковых бить кнутом и, вырезав ноздри, ссылать на каторгу на урочные годы". Надзор за качеством продукции был возложен на полицию. Указами Сената (1756 г.) определялись права полиции, которая должна была следить также за ценами на пищевые продукты на рынках. "Пристав должен посещать рынки своей части, и буде усмотрит жалобу или дороговизну, то о том, чего сам исправить не может, предлагать управе".

Однако, несмотря на тяжесть наказаний, создание учреждений в помощь полиции и специальных служб, осуществляющих надзор за обманом покупателя и продажей поддельной продукции, проблема с фальсификацией пищевых продуктов оставалась острой и в середине XVIII века, и в начале Х1Х века. Свидетельством этому служит принятие указов, датированных 1837, 1841, 1861, 1866 гг. Так, согласно Уставу о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (1855 г.), устанавливался штраф до 100 рублей на виновных за "приготовленные к продаже или продажу съестных припасов или напитков, вредных для здоровья или испортившихся, а равно подделку посуды из вредных для здоровья материалов" (ст. 115) или предусматривался арест сроком до одного месяца.

В законе от 12 мая 1890 г. к приготовлению для продажи и к самой продаже было приравнено хранение фальсифицированных товаров в торговых и промышленных помещениях. Были увеличены наказания: штраф - до 300 рублей и арест - до 3 месяцев.

Среди поддельных пищевых продуктов, которые упоминались в законодательстве, были хлеб, мясо (1845 г), коровье масло, жиры (1891 г.). В дальнейшем список пополнили подделки пчелиного меда, кофе, молока, муки, пива, сахарина, чая, суррогаты женского молока и др.

В начале XX века в России вновь поднимается вопрос о фальсификации продуктов. Проф. П.Е. Таиров, располагая информацией о фальсификациях виноградного вина, обратился к ведущим ученым страны с предложением выска-зать свое мнение о подделках, с которыми они встречаются по роду своей деятельности. На основе присланных материалов, В.Е.Таиров разработал проект закона "О фальсификации пищевых продуктов" (см.: Материалы по вопросу о фальсификации пищевых продуктов. С.-Пб., 1901; Частный проект законов по инициативе В.Е.Таирова. Одесса: Вестник виноделия, 1901). Однако этот закон принят не был.

С приходом Советской власти и установления государственной монополии на производство пищевых продуктов закона о защите потребителя от фальсифицированной продукции не существовало. Да это и понятно. Не могло же само государство уличать себя в подделке тех или иных пищевых продуктов. Поэтому слово фальсификация со временем вообще исчезло из законодательных актов, а вот обман покупателя за счет обвеса, обмера и обсчета по прежнему сурово карался.

В то же время производство поддельных (фальсифицированных) продуктов было организовано в массовом масштабе, а доходы от реализации фальсифицированных товаров поступали в доход государства.
Рассмотрим некоторые из них. В индийский чай, расфасованный в СССР, всегда добавлялся грузинский чай низших сортов в количестве до 45% в зависимости от сорта. В молотый жареный кофе высшего сорта всегда добавлялся жареный цикорий в количестве 20%, в 1 сорт - 20% цикория и 20% жаренных винных ягод.

Было организовано производство шампанского (хотя этот французский напиток и создан был во французском департаменте Шампань) без выкупа лицензии на право его производства. Однако наши поддельщики пошли еще дальше. Если вначале выпускали для покупателей Советское шампанское, по технологии, приближенной к французской, то затем разработали так называемый резервуарный (акротофорный) способ, по которому шампанское формируется не в каждой отдельной бутылке, а в большом чане под давлением, а затем только разливалось по бутылкам.

Также было организовано производство коньяков (без выкупа лицензии у Франции на право его производства), вначале по классической технологии созревания коньячных спиртов в дубовых бочках. Затем была разработана ускоренная технология созревания коньячных спиртов в эмалированных емкостях с добавлением дубовой стружки. Это наглядные примеры двойной фальсификации одного товара.

Профессору Несмеянову, за разработку подделки - "искусственной черной икры для бедных" из желатина, ароматизированной селедочным тузлуком, присвоили звание академика и выдали Государственную премию.

За десять лет формирования рыночных отношений, когда фальсификация пищевых продуктов приняла угрожающих объемов, наша Государственная дума наконец-то сформулировала понятие о фальсификации, но о принятии соответствующего закона пока речь не идет. И если в Испании за подделку меда продавца посадили на семь лет, то у нас за 80 лет фальсификаторы отделывались только штрафами.

Но самой чудовищным обманом для покупателей в огромных масштабах на российском рынке продовольственных товаров является введение понятия о пищевых добавках. Под видом пищевой добавки в пищевые продукты тоннами вводят серную кислоту и перекись ацетона, жженый сахар и золото и еще около тысячи компонентов. И если раньше в пищевые продукты по требованиям Главного санитарного врача СССР, разрешалось вводить только несколько десятков веществ, прошедшие полные клинические исследования на их безвредность, то теперь наш Главный санитарный врач РФ ежегодно дополнительно разрешает вводить до несколько сот новых веществ.

Применение большинства пищевых добавок, используемых при подделке, небезвредно для организма человека, в особенности для детей и больных. Они вызывают расстройство функционирования желудочно-кишечного тракта, накапливаются и приводят к токсикозу печени, формируют раковые заболеваний, нарушениям иммунной системы и т.п. Так, ежедневное употребление 0,5-3 г борной кислоты, применяемой в качестве консервирующего агента, способствует отделению слизи и эпителия со стенок желудка, вредно сказывается на процессах пищеварения. Добавление соды в кондитерские изделия, а в последнее время и хлебобулочные изделия, приводит к подавлению секреции соляной кислоты в желудке, разрушает бактериальную флору в толстом кишечнике. Введение в пищевые продукты различных консервантов, антибиотиков способствует подавлению развития бифидобактерий в толстом кишечнике и формированию дисбактериоза, что способствует увеличению деятельности кишечной палочки, синегнойной и других патогенных и условно патогенных микроорганизмов.

В Венгрии, а теперь и в Белоруссии, в отличие от России, все эти добавки, перед тем как их использовать в пищевых продуктах, предварительно проходят полные клинические испытания на безвредность. Мы же открыли полностью свои границы для использования этих добавок при производстве различных подделок. При этом многие пищевые добавки, запрещают добавлять в отечественные продукты, а вот импортные продукты, выработанные с этими добавками в подпольных цехах за рубежом, разрешено ввозить и реализовывать на территории России.

Следует отметить, что до революции в России помимо законодательных мер защиты от подделок, были приняты меры, которые с позиции сегодняшнего дня можно назвать социальными. Так, придавались гласности фамилии и имена изготовителей подделок, публиковались книги, в которых описывались способы определения поддельных товаров. Одна из таких книг - "Домашний определитель подделок" профессора физики и химии А. Альмадингена которая позволяла выявлять фальсификацию ряда пищевых продуктов, некоторых материалов, применяемых для ремонта дома, химических веществ, используемых в технологии приготовления пищи.

В советский период соответственно такие руководства не печатались.

В настоящее время появляется необходимость вновь, с учетом исторического опыта по проблемам обмана покупателя и продаже подделок, издавать подобные пособия для потребителей. В нашей российской действительности, когда контролирующие органы используют только фискальные мероприятия по борьбе с фальсификаторами и информируют только сами себя и вышестоящие организации о проделанной работе, потребитель должен сам защищаться от продавцов и производителей и таким образом обезопасить свою жизнь.

И это учебное пособие, наряду с учебником "Идентификация и фальсификация продовольственных товаров, является помощником для подготовки квалифицированных кадров в области защиты прав потребителей и каждого потребителя в нашей стране, заинтересованных в безопасности жизни россиян.

Самый полный перечень способов обмана покупателей супермаркета

В законе нельзя предусмотреть все возможные способы обмана покупателей и заказчиков, за который виновные должны нести уголовную ответственность. Поэтому формы обмана существовали, существуют и будут существовать. Вот, например, методы обмана покупателя на кассе...

Метод первый: не пробивается товар, кассир не проносит штрих код товара над сканером, а только лишь имитирует это действие. Эту схему в разных вариантах знают все кассиры, но пользуются ей все по-разному.

Кто-то не пробивает только дорогие товары для своих родственников и знакомых. Этот метод обмана распространен везде, товар через сканер проносят так быстро, что служба безопасности не успевает понять, пробили товар или нет.

Второй метод обмана на кассе супермаркета: когда вы рассчитывайтесь кредитной карточкой, кассир проводит ею через терминал и снимет деньги.

Но вам он скажет, что карточка не сработала или транзакция не разрешена вашим банком, и попросит рассчитаться наличными.

Чтобы предотвратить этот способ обмана, будьте внимательны, если возникают подобные ошибки при расчёте кредитной карточкой. И обязательно потребуйте чек, который подтвердит, что транзакция отменена.

Позвоните в банк и узнайте, не были ли сняты с вашей карточки деньги, банке закажите специальную услугу, которая называется «мобильный банкинг». Банк вас будет оповещать о каждом движении денег на карточке.

Третий метод обмана на кассе. Кассиры любят добавлять в чек покупателя лишний товар, например, кассиру захотелось приобрести себе что-нибудь вкусненькое, она пробивает этот товар у себя на кассе, подходит покупатель и этот товар заноситься ему в чек. Кассир так же может не просканировать код товара, а набрать его руками.

Если вы действительно не приобретали тот товар, который обозначен в чеке, обычно это что-то дорогое, кассиры всегда будут настаивать на своём говоря: «если пробили, значит товар был» не давая вам возможности доказать свою правоту. Тогда требуйте видеозапись с камер слежения, камера должна все зафиксировать, так вы сможете доказать свою правоту.

Четвертый способ обмана на кассе - это, конечно же, обсчитать, не додать сдачи, посчитать одну купюру как две. Каждый кассир, это немного психолог, как только вы выкладываете товар, кассир знает можно ли вас обмануть.

Главное для кассира понять возьмете ли вы чек. Мужчины если вы имеете солидный вид, опасайтесь, вас обсчитают первыми, так как такой тип мужчин не забирает чек, не проверяет сдачу и не сверяет чеки с покупкой.

Так же обсчитывают подвыпивших покупателей, тех которые разговаривают по телефону у кассы и рассеянных людей.

А если покупатель в итоге, и заметит, что его обманули, то кассир просто извинится, ведь с кем не бывает, все ошибаются.

Единственный способ бороться с обманом на кассе, это быть внимательным, не отходя от кассы, тщательно сверяйте чеки с купленным товаром.

Обсчет покупателя - наиболее доходная и не требующая больших затрат энергии операция для продавца при продаже не только в супермаркете.

Если покупаете только один товар, то совершить обман достаточно сложно, а вот если несколько, то обмануть Вас достаточно просто.

Подсчитывая в уме, продавец легко может к полученной сумме добавить несколько гривен в зависимости от стоимости покупки.

То же самое делают и продавцы, считая в последнее время стоимость покупки на калькуляторах. Здесь просто предварительно вносится та или иная сумма в память калькулятора и затем при подсчете суммы, незаметно нажимается клавиша суммирования с памятью и - обсчет состоялся.

В этом случае покупателю настойчиво показывают сумму, полученную на своем калькуляторе, и продавец доказывает в случае выявления обмана, что это просто неправильно считает его калькулятор, а он здесь ни при чем.

Вот еще один способ. Вначале покупателю называют сумму, которую нужно заплатить, а затем продавец, получив деньги, начинает обслуживать другого покупателя, ссылаясь на то, что стоит очередь, особенно когда покупатели спешат домой с работы, и он не может все делать одновременно.

Затем, назвав сумму для другого покупателя, продавец рассчитывается первым либо как со следующим покупателем, либо, перепутав некоторые цифры, дает сдачу неправильно, обманывая при этом.

При уличении продавца в обмане он громко скандалит и взывает к помощи оставшуюся очередь, которая торопится либо на работу или с работы домой, что ей мешают работать, что она не может все держать в голове.

Или могут дать сдачу мелкими монетами, чтобы ее не стали подсчитывать. Если все-таки сосчитается мелочь, и выяснится, что продавец обманул, то он просто добавляет недостающую сумму.

При упаковке купленных хлебобулочных изделий в фирменный пакет просто не докладывают одно изделие (особенно при покупке небольших булочек).

Особенно часто обманывают детей, престарелых, больных, спешащих и застенчивых покупателей.

Для того, чтобы увеличить свой товарооборот, и продать покупателям как можно больше товаров в современных супермаркетах существует ряд хитростей, основанных на особенностях человеческого восприятия.

Например, поскольку было определено, что человек более расположен к совершению покупок сразу же после входа в супермаркет, то и самые дорогие товары стараются размещать именно возле входа.

Большие тележки лучше не брать, если вы пришли за 2-3 наименованиями. Их сиротливый вид на дне огромной корзины будет подталкивать к тому, чтобы купить еще что-нибудь, как правило, не очень нужное.

Очень ловко используется освещение витрин - если яркий свет направлен на определенную часть прилавка, то покупатели разбирают лучше продукцию лежащую именно в этой зоне.

Ну а еще свет выгодно подчеркивает красоту и яркость синтетических красителей, которые добавляются в продукты для привлекательного вида.

А вот еще уловки, к которым прибегают недобросовестные супермаркеты, и инструкции, как можно отстоять свои интересы.

На переднем плане выставляют товар с истекающим сроком годности, свежий прячут в глубине полок.

Нужно обязательно смотреть на дату выпуска, выбирать товар не в первом ряду, а в глубине. Хлеб брать не с ближайшего стеллажа, а с самого дальнего.

Под товаром располагают ценник от такого же товара, но меньшего веса или объема (например, на полке стоят бутылки пива объемом 0,5 л, а ценник - для бутылок 0,33 л, которые расположены рядом).

Обращайте внимание на информацию на ценнике.

Палка копченой колбасы, провисевшая в торговом зале 2-3 дня, теряет в весе 20-30 г - это значит, что покупатель переплачивает 1-3 гривни на палке, в зависимости от цены.

Взвесить колбасу или фрукты на контрольных весах. Если вес существенно меньше, чем указанный на ценнике, попросить продавца перевесить. Обычно продавцы беспрекословно подчиняются просьбе, если откажут - требуйте вызвать администратора.

Продавцы не вычитают вес поддона и упаковочной пленки расфасованных товаров - в итоге покупатель получает на 5-10 г меньше продукта.

Доказать свою правоту намного сложнее, чем в предыдущем случае, но также можно требовать перевесить товар, вычтя вес упаковки.

Замороженные продукты, особенно морепродукты, продаются «в глазури» из льда, после разморозки товар теряет до 20% веса.

Не ведитесь на якобы низкую цену и покупайте такую же рыбу без «глазури». Это все равно выгоднее, чем более дешевая рыба, но во льду.

Псевдоакции: товар со скидкой, два по цене одного, три по цене двух. Нередко скидка символическая, а срок годности дешевого товара подходит к концу.

Нужно посмотреть, когда истекает срок годности товара и решить, успеете ли вы съесть, например, три шоколадки, которые спустя три дня окажутся просроченными.

Это по мелочи. А в глобальных масштабах проделывают такое.

Если маркировка даты изготовления нанесена краской, ее аккуратно удаляют и штемпелем наносят свежую дату. С выдавленной маркировкой такой вариант не проходит.

Нужно стараться покупать молокопродукты с выдавленной, а не нарисованной датой изготовления, если ее нет - смотреть, не вздулась ли упаковка со сметаной или йогуртом.

Переклейка этикеток, причем иногда даже старую этикетку не отрывают, а клеят сверху новую.
Осматривайте товар: сыр и мясо не должны быть обветренными, заплесневелыми.

При расфасовке рыбы, мяса, сыра в пленку и непрозрачные пластиковые поддоны вниз нередко кладут кожу рыбы с чешуей, мясо с костями или сало, а то и откровенную тухлятину, заплесневелый сыр и края головок, которые надо обрезать в отходы, а сверху все это Прикрывают аппетитными кусочками. Фрукты и овощи фасуют вперемешку - снизу подпорченные, сверху кондиционные.

Желательно не покупать нарезку в поддоне - лучше взять кусочек и порезать самому, заодно будете уверены, что вес точный.

Просроченную сырокопченую колбасу моют мылом или порошком, полукопченую колбасу протирают подсолнечным маслом.

Вымытая или протертая маслом колбаса неестественно блестит и имеет несвежий запах, понюхайте ее.

Просроченное мясо вымачивают в уксусе и пускают в фарш, вареную колбасу с истекшим сроком годности, крабовые палочки, кальмары и майонез - в салаты.

Мясо желательно покупать на рынке, а не в супермаркете, а фарши и салаты готовить дома.

На ценнике, прикрепленном к полке с товаром, указана более низкая стоимость продукта, чем та, что занесена в память кассового аппарата.

Обнаружив, что в чеке указанная стоимость выше, чем на ценнике, требуйте продать товар по более низкой цене либо вернуть деньги. Если устроить скандал, привлечь внимание покупателей, можно еще и получить небольшой подарок либо бесплатно дисконтную карточку супермаркета.

Если клиент берет много товара и невнимателен, кассир может пробить один и тот же товар дважды.

Сверяйте чек с ассортиментом покупок, не отходя от кассы. Обнаружив несоответствие, можете требовать либо возврата денег, либо выдачи оплаченного продукта.
www.imbf.org
stopotkat.net
psm 06/09/12 #85 26/07/15

Комментариев нет:

Отправить комментарий