В 1957 году КБ Ленинградского Кировского завода (ЛКЗ) под руководством
Л.С. Троянова завершило работу над проектом новейшего советского
тяжелого танка, получившего обозначение "Объект 279".
Новый танк имел множество оригинальных конструкторских решений, но
основной отличительной особенностью машины была ходовая часть,
располагавшаяся на 4 гусеничных движителях. Четыре гусеницы оказывали
меньшее давление на грунт, что делало Объект 279 вездеходом среди танков,
а особая обтекаемая форма корпуса позволяла выдержать воздействие
ударной волны ядерного взрыва, за что на западе Объект 279 прозвали
"ядерный танк".
Первый опытный образец танка был изготовлен ЛКЗ в 1959 году. По результатам проведенных испытаний был выявлен ряд серьезных недостатков конструкции ходовой части, однако времени на исправление недочетов у авторов проекта не осталось. В 1960 году Хрушев запрещает военным принимать на вооружение любые танки, масса которых превышала 37 тонн (масса Объекта 279 составляла 60 тонн). 2й и 3й опытные образцы танка, сдача которых была намечена на вторую половину 1960 года, так и не были завершены.
Единственный сохранившейся образец Ядерного танка сейчас экспонируется в музее бронетанковых войск в подмосковной Кубинке, где каждый желающий может на него полюбоваться.
Первый опытный образец танка был изготовлен ЛКЗ в 1959 году. По результатам проведенных испытаний был выявлен ряд серьезных недостатков конструкции ходовой части, однако времени на исправление недочетов у авторов проекта не осталось. В 1960 году Хрушев запрещает военным принимать на вооружение любые танки, масса которых превышала 37 тонн (масса Объекта 279 составляла 60 тонн). 2й и 3й опытные образцы танка, сдача которых была намечена на вторую половину 1960 года, так и не были завершены.
Единственный сохранившейся образец Ядерного танка сейчас экспонируется в музее бронетанковых войск в подмосковной Кубинке, где каждый желающий может на него полюбоваться.
* * *
«Объект 279» — советский четырёхгусеничный танк
Сегодня ни один посетитель музея бронетанковой техники,
расположенного в Кубинке, не может пройти мимо одного из самых необычных
танков современности. Речь идет о тяжелом танке, имеющем индекс «объект
279». Этот танк представляет из себя самую настоящую летающую тарелку,
только размещенную на гусеницах и имеющую башню. Но и на этом странности
не заканчиваются, поскольку гусениц у данной тяжелой машины не одна
пары, а две.
• Самое удивительное заключается в том, что данный тяжелый танк
вполне мог быть принят на вооружение Советской армии, хотя в итоге и
разделил участь многих опытных тяжелых танков, так и не дойдя до
заводского конвейера.
Экскурс в историю
• Идея поставить танк на 4 гусеницы существовала достаточно давно. Первая мысль о четырехгусеничнике принадлежит немецкой компании «Даймлер»,
которая в годы Первой мировой войны решила разработать первую броневую
машину повышенной проходимости, для чего был предложен вариант с
установкой на грузовиках вместо задних колес гусениц.
• Идея показалась хорошей и военными уже в 1915 году был выдан заказ
на постройку подобной машины. Для увеличения проходимости «Мариенваген» —
такое название дали данной машине – решено было поставить на 4
гусеницы: по 2 спереди и 2 сзади. Однако попытка оказалась неудачной.
Водрузить на хлипкое по своей конструкции шасси довольно внушительный
короб из 9-мм броневой стали не получилось. Да и танком назвать эту
машину можно было с натяжкой, потому что башни у ней не было, скорее это
был бронеавтомобиль, но на 4 гусеницах.
• Вторыми, кто подхватил идею создания четырехгусеничного танка, оказались англичане.
По их концепции танки являлись своего рода «сухопутным флотом», а,
следовательно, в танковых войсках, как и во флоте, должен был быть
своего рода лидер, неуязвимый для огня артиллерии. Разрабатывать такой
танк англичане начали в 1915 году.
• В результате их работ на свет появился огромный танк: длина порядка
10 метров, вес под 100 тонн. По виду он напоминал массивный
бронированный вагон на четырех гусеницах. В движении его должны были
приводить 2 двигателя суммарной мощностью всего в 210 л.с., так что о
какой-либо подвижности можно было забыть.
• Танк вооружался 57-мм пушкой и 6 пулеметами, которые создавали
вокруг него сплошную стену огня. Не смотря на то, что бронирование танка
защищало его от огня немецких 77-мм полевых орудий, почти сразу же
после испытаний танк был отправлен на металлолом.
• Третьими, кто замахнулся на создание танка на 4 гусеницах, стали американцы.
В 1943 году в США была запущена программа по разработке тяжелых танков
Т-28, которые бы без проблем могли преодолеть любую оборону, даже такую
крепкую как «Западный вал» или «Линия Зигфрида».
• Основным вооружением танка должно было стать 105-мм орудие, однако
опять-таки расположенное не в башне, а в самом корпусе. По сути,
американцы разрабатывали не танк, а ПТ-САУ. Орудие было расположено в
корпусе между гусеницами и прикрыто мощнейшей броней в 305-мм. В итоге
машина была переквалифицирована в самоходку и получила новый индекс
Т-95.
• Боевой вес машины составил 86 тонн, поэтому для снижения давления
на грунт было принято решение о применении 4 гусениц: попарно, по 2 на
каждый борт. При этом внешние гусеницы самоходки защищались
прикрепленными к ним бортовыми экранами толщиной в 100 мм и могли
сниматься и буксироваться позади машины на тросе.
• Снятие гусениц также облегчало транспортировку Т-95, так как
существенно уменьшало ширину машины с 4,56 м. до 3,15 м. Всего было
изготовлено 2 таких машины, которые применялись только для испытаний.
Одну из них можно до сих пор увидеть в музее Паттона в Форт-Ноксе, в
штате Кентукки.
Объект 279
• В начале 1956 года Главное бронетанковое управление МО СССР
сформулировало основные тактико-технические требования для нового
тяжелого танка, который должен был поступить на вооружение на рубеже
50-60 годов. В частности ограничение по весу должно было составить 50-60
тонн, в то же время танк планировалось оснастить новым 130-мм орудием.
Техническое задание на разработку танка было выдано 2-м КБ: Челябинского
тракторного завода и Ленинградского им. Кирова. Отбор должен был
происходить на конкурсной основе.
• В 1950-е годы в советской армии сложилась непростая ситуация с тяжелыми танками:
в эксплуатации находилось 4 модели. Оставшийся с Великой Отечественной
войны танк ИС-2 уже не отвечал требованиям времени (главным образом по
защищенности) и в перспективе годился только на службу в роли ДОТов.
Танк ИС-3 имел низкую надежность, поэтому в войсках не пользовался
популярностью, а по уровню бронирования лишь незначительно отличался от
принятого на вооружение среднего танка Т-54.
• Имеющийся танк ИС-4 – был защищенной и мощной машиной, но стоил в 3
раза дороже, чем ИС-3, при этом, не устраивая военных по требованиям
мобильности и также, как и ИС-3, страдая техническими проблемами. Все
три имеющихся тяжелых танка в качестве основного вооружения имели 122-мм
нарезную пушку Д-25Т, к тому моменту уже заметно устаревшую.
• Наряду с ними место основного тяжелого танка пытался занять Т-10,
который выпускался огромной для этого класса техники серией. Данный танк
устраивал военных своими эксплуатационными качествами, но не выдерживал
сравнения с натовскими аналогами – британским «Конкэрором» и
американским М103, по крайней мере, до проведения модернизации до уровня
Т-10М.
• Создаваемый новый танк должен был заменить все имеющиеся машины и
лишиться главного недостатка Т-10 – слабой бронезащиты и эффективно
бороться со всеми существующим и перспективными танками вероятного
противника. В 1957-1959 годах было представлено 3 прототипа, но лишь
один из них, «Объект 279», создавался заново, став одной из самых
необычных и смелых моделей во всей истории мирового танкостроения.
• Конструкторские работы над проектом возглавлял Л.С.Троянов, который уже отметился созданием тяжелого танка ИС-4.
В отличие от проектов конкурентов (Объект 770 – ЧТЗ и Объект 277 — еще
один проект завода им. Кирова), его тяжелый танк предназначался для
использования в условиях применения противником ядерного оружия и на
труднопроходимой для техники местности.
• Проект танка обладал классической компоновкой. Но примененные
оригинальные конструктивные решения привели к тому, что заброневой объем
в 11,47 кубических метров, фактически был наименьшим среди всех тяжелых
танков тех лет (можно отнести к недостаткам). Корпус танка представлял из себя литую конструкцию из 4 массивных деталей, соединенных при помощи сварки.
На борта танка были установлены разнесенные стальные экраны, обладающие
криволинейным профилем. Данные экраны призваны были обеспечить
дополнительную противокумулятивную защиту, одновременно с этим, придавая
корпусу обтекаемую форму.
• Танк отличался чрезвычайно мощным бронированием.
Лобовая броня обладала толщиной в 192 мм по нормали (в ряде источников
указывается 269 мм, что представляется завышенным) имела наклон под 60
градусов и угол подворота до 45 градусов. Фактически приведенная толщина
брони была эквивалентна 384-550 мм. Танковые борта защищались 182-мм
броней имеющей наклон около 45 градусов (эквивалентно бронированию в 260
мм). Данный уровень бронирования гарантировал непоражаемость танка при
обстреле из любого имеющегося на тот момент танкового орудия с любых
дистанций.
• Башня танка была полусферической, цельнолитой и сплюснутой.
Башня обладала равномерной толщиной брони в 305 мм, и наклоном в 30
градусов (эквивалент 352 мм). Благодаря этому «Объект 279» получил
рекордный уровень защищенности, который был достигнут без использования
комбинированного бронирования. При этом масса танка составляла 60 тонн,
что кажется даже мелочью в сравнении с такими немецкими разработками,
как «Маус» или Е-100.
• Экипаж тяжелого танка состоял из 4 человек. Трое из них
располагались в баше (командир, заряжающий и наводчик), а четвертый –
механик-водитель находился в передней части корпуса по центру. Здесь же
располагался его люк для посадки и высадки из танка.
• Основным вооружением танка должно было стать 130-мм нарезное орудие М-65.
С орудием был спарен 14,5-мм пулемет КПВТ. Данное орудие было
разработано во второй половине 50-х годов для вооружения перспективных
тяжелых танков и ПТ-САУ. Вес орудия составлял 4060 кг, а длина равнялась
приблизительно 60 калибрам. Его особенностями было наличие щелевого
дульного тормоза, вспомогательной продувки ствола сжатым воздухом и
эжектора.
• Дульная энергия ствола составляла 15-16 МДж, а 30,7 кг бронебойный
трассирующий снаряд покидал его на скорости 1000 м/с. Дульная энергия
орудия в 1,5 раза превышает показатели современных 120-125-мм
гладкоствольных пушек.
Процесс боепитания орудия был частично автоматизирован. Совместная работа кассетного полуавтомата заряжания и заряжающего позволяли добиться скорострельности в 5-7 выстрелов в минуту. Наряду с этим разрабатывалась и более сложная система заряжания, которая позволила бы довести скорострельность до 10-15 выстрелов в минуту. Вместе с этим в расплату за очень плотную компоновку боекомплект танка был достаточно скромен – всего 24 выстрела раздельного заряжания и 300 патронов для пулемета.
• На танке предполагалось использовать достаточно современные на тот момент приборы прицеливания и наблюдения:
стереоскопический прицел-дальномер ТПД-2С, имеющий независимую
стабилизацию, двухплоскостной электрогидравлический стабилизатор
«Гроза», ночной прицел ТПН, объединенный с прибором ИК-подсветки Л-2, а
также полуавтоматическую СУО. Многие из перечисленных приборов появились
на серийных машинах только в конце 60-х годов.
• В качестве основного для танка рассматривались 2 дизельных
двигателя: 2ДГ-8М (1000 л.с. при 2400 об/мин) и ДГ-1000 (950 л.с. при
2500 об/мин). Оба двигателя имели горизонтальное расположение цилиндров
(в целях экономии места в низком танковом корпусе) и могли обеспечить
танку скорость хода по шоссе в 50-55 км/ч. Запас хода
машины составлял 250-300 км. Вместо механической трансмиссии танк
получил однопоточную трехступенчатую гидромеханическую передачу.
Планетарная коробка передач частично автоматизировалась.
• Основной изюминкой проекта была ходовая часть, которая
располагалась на 4 гусеничных движителях, расположенных под днищем
корпуса. С каждого борта танка располагался блок из 2-х
гусеничных движителей, в состав каждого из которых входило по 6
сдвоенных необрезиненных опорных катков и по 3 поддерживающих ролика.
Ведущее колесо имело заднее расположение.
• Такая ходовая часть не имела аналогов в отечественном
танкостроении. Узлы ходовой крепились на 2-х несущих конструкциях,
которые по совместительству выполняли роль топливных баков. Подвеска
танка была гидропневматической. Конструкция ходовой обеспечивала танку
почти полное отсутствие клиренса, невозможность его посадки на грунт и
достаточно низкое удельное давление на уровне 0,6 кг/см2.
• По результатам проведенных испытаний, которые прошли в 1959 году, у танка был выявлен ряд серьезных недостатков ходовой части:
- потери КПД при движении на вязком грунте,
- низкая поворотливость,
- сложность обслуживания и ремонта,
- невозможность снижения общей высоты танка,
- большая трудоемкость производства.
- потери КПД при движении на вязком грунте,
- низкая поворотливость,
- сложность обслуживания и ремонта,
- невозможность снижения общей высоты танка,
- большая трудоемкость производства.
• Уже тогда стало ясно что «Объекту 279» не суждено стать серийным
танком. Наиболее узкоспециализированный, амбициозный и дорогостоящий
среди всех трех опытных образцов он должен был уступить им дорогу. Но и
этим планам уже не суждено было сбыться.
• 22 июля 1960 года во время демонстрации новой тяжелой техники на полигоне Капустин Яр Хрущев категорически запретил военным принимать на вооружение любые танки, превышающие массу в 37 тонн.
Тем самым в СССР был поставлен крест на всей программе тяжелых танков.
Однако, не смотря на это, «Объект 279» на протяжении многих лет, вплоть
до появления на вооружении танков Т-80У оставался одним из самых мощных
танков в мире.
/Сергей Юферев, topwar.ru/
psm 11/08/12 #321 6/08/14
Комментариев нет:
Отправить комментарий